Политика: анализ текущих событий
В последнюю неделю марта президент РФ Дмитрий Медведев сделал ряд важных заявлений, некоторые из которых в прессе уже назвали «мартовскими тезисами» — очевидно, по аналогии со знаменитыми апрельскими тезисами Владимира Ленина, ставшими стратегией Октябрьской революции (или переворота — нынче у нас плюрализм мнений). Насчет «революционности» медведевских «тезисов» — это, скорее, излишне крайняя оценка, но безусловно — они в высокой степени откровенности обозначили системные тормозы и риски модернизации России, от экономики до политики.
Собственно, высказанное Дмитрием Медведевым относится к двум президентским мероприятиям, прошедшим друг за другом с разницей в несколько дней. Речь идет о видеосовещании с несколькими губернаторами и руководителями ведомств и заседании комиссии по модернизации, прошедшей в Магнитогорске.
Видеоконференция, по большому счету, была посвящена проверкам исполнения поручений президента РФ. Об этом, в частности, был доклад главы Контрольного управления президента Константина Чуйченко. Прямо во время совещания Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний президента РФ».
Президентский указ фактически подтверждает: исполнительская дисциплина госаппарата хромает на обе ноги, если даже поручения и указания главы государства выполняются через пень с колодой. Кстати, Дмитрий Медведев специально поднимал эту тему еще в прошлом году, но мало что изменилось.
Эксперты нашего Центра достаточно много писали как о низком уровне исполнительской дисциплины российского бюрократического аппарата, так и о неудовлетворительном контроле за принятием властных решений и их исполнением. На наш взгляд, сегодня по-прежнему можно констатировать: укрепление вертикали власти оформилось во всевластие бюрократического аппарата. При фактическом монополизме одной политической партии (ее и называют «партией власти») и зачаточном состоянии институтов гражданского общества российские чиновники безоговорочно стали правящим классом, живущем больше по собственным понятиям, нежели по государственным законам.
Этот вывод подтверждает и изданный президентом РФ указ, о котором шла речь выше. В частности, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин назвал «свидетельством некоторой слабости главы государства и его Контрольного управления» тот факт, что существовавшую и ранее ответственность за неисполнение своих поручений Медведев решил прописать в отдельном указе. Выходя за рамки этой простой констатации, можно с уверенностью сказать: за неисполнением решений главы государства ясно просматривается тень коррупционных устремлений части чиновников или — как минимум — их клановых интересов, что тоже мало способствует продвижению страны по пути объявленных реформ.
Магнитогорское заседание комиссии по модернизации как раз и было посвящено низкой эффективности исполнительной власти федерального и регионального уровней. Дмитрий Медведев был крайне жестким в своих оценках.
Так, инвестиционный климат в России он назвал очень плохим. «Деньги бегут из нашей экономики: в возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем — ни я, ни правительство РФ», — сказал Д. Медведев. И подчеркнул: список предложенных им мер не является исчерпывающим и будет сопровождаться кадровыми решениями — если «будет продолжено оправдывание построения всякого рода барьеров, препон, преференций друзьям или бездействие в силу каких-то мнимых государственных интересов, которые ничего реального с интересами граждан не имеют».
Список предложенных президентом РФ мер составил десять пунктов (именно их и окрестили «мартовским тезисами»). Среди них — указание правительству РФ вернуть социальные страховые взносы на их прежний до повышения уровень. Что, кстати, и будет сделано с 1 января 2012 года. Правда, пока не ясно — за счет чего правительство РФ компенсирует выпадающие средства, во всяком случае, Медведев подчеркнул — это надо делать не за счет новых нагрузок на бизнес.
Еще одна мера — совершенствование системы госзакупок. Президент дал указание снизить здесь затраты на 15 процентов.
Во всех федеральных округах решено ввести должности специальных инвестиционных уполномоченных. Им будет вменено оказание содействия компаниям в реализации частных инвестпроектов (прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти). Понятно, что эта президентская мера имеет цель снизить уровень коррупционных устремлений чиновников.
Еще одно предложение касается повышения ответственности чиновников за плохую работу. «В правительстве уже рассматривается законопроект, который дает возможность предъявлять претензии качеству услуг, оказываемых теми или иными органами госвласти и которые вводят жесткие меры ответственности к плохо работающим чиновникам. Я рассчитываю, что этот законопроект будет быстро рассмотрен и внесен не позднее второй половины текущего года», — сказал Медведев.
По его мнению, высокопоставленные руководители правительства РФ в качестве еще одной антикоррупционной меры должны стать кураторами контрольных и надзорных ведомств — чтобы контролировать как они исполняют свои обязанности в части взаимоотношений с бизнесом. По итогам, не исключил президент, и здесь надо будет принимать кадровые решения определенного рода. Он сообщил, что Минэкономразвития РФ получит право опротестовывать ведомственные нормативные акты, мешающие развитию предпринимательства.
Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с мая нынешнего года ввести в действие особый механизм рассмотрения жалоб на действие и бездействие госорганов по обвинению в коррупции. В нем, по мнению президента, должна быть предусмотрена «обязательная публикация результатов проверки этой информации, если в этом была заинтересованность лица, обратившегося с соответствующим предложением». При этом, отметил Медведев, если жалоба пришла из блога, то и официальный ответ должен быть дан тоже в нем.
Глава государства также потребовал «исключить практику, когда профильные руководители правительства — то есть те, кто отвечает за правила регулирования в конкретных отраслях, — занимают места в советах директоров, работающих в условиях конкуренции».
Наконец, в регионах с подачи Дмитрия Медведева появятся его мобильные приемные, которые будут действовать параллельно с имеющимися «стационарными» приемными президента РФ. «Начиная с мая этого года, будет организована работа мобильной приемной президента РФ. Должны быть назначены специальные сотрудники администрации президента, направленные во все регионы, и они будут принимать информацию от граждан, представителей организаций жалобы на действия и бездействие представителей власти», — сказал Дмитрий Медведев. Все министры и руководители администрации Кремля должны выйти из советов директоров госкомпаний к 1 октября 2011 года. А до 1 июля вице-премьеры и профильные министры выйдут из советов директоров первых 17-ти госкомпаний, — такое заявление по следам указания президента РФ сделал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Произведут ли «мартовские тезисы» Дмитрия Медведева действительно «революцию» в экономике России, дадут ли они серьезную острастку коррупционерам от власти — вопрос открытый. Наша бюрократия отлично научилась забалтывать любые инициативы, в том числе и самого главы государства. И может случиться так, что новые инициативы президента РФ обернутся лишь «косметическим ремонтом» коридоров власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.