Первое чувство от посещения театра приходит с изучения программки. Три строчки заголовка предваряют содержание: чёрные точки «по Брайлю» для незрячих, белые руки на чёрном фоне для неслышащих и заголовок драмы для всех нас — «Сотворившая чудо».
Мы смотрели спектакль 25 октября, как раз в день смерти автора этой пьесы — американского драматурга Уильяма Гибсона, скончавшегося 11 лет назад в возрасте 94-х лет. Это одно из главных его творений, удостоенное национальной премии, а фильм по пьесе получил «Оскара». В этом году со дня первой постановки «Сотворившей чудо» исполнилось 60 лет.
По воспоминаниям влюблённых в театр Николая Максикова и Галины Зайцевой пьеса уже ставилась в нашем городе в середине девяностых годов. Я, видимо, тогда дачничала и спектакль прозевала.
Проходим в зрительный зал. На сцену вышли сразу двое заведующих литературной частью театров: наша Альбина Сережникова и бугульминская Юлия Исмагилова. Горячие взаимные приветствия. Юлия восхищалась «Ханумой», показанной камышанами в Бугульме, и бескрайными водными просторами, хорошо сохранившимися старинными домами, обилием зелени в Камышине.
Рассказала почему бугульминский театр носит имя Алексея Баталова. Во время войны его мать, актриса Нина Ольшевская, будучи с сыном Алёшей в Бугульме в эвакуации, организовала там театр. Алёша сначала был монтировщиком сцены, а потом сделал свои первые актёрские шаги. Так Бугульма стала стартовой площадкой для великого артиста.
А почему бы и нам в предъюбилейный год нашего театра не задуматься о присвоении ему имени выдающегося комика нашей страны, народного артиста России Михаила Светина, стартовавшего в Камышине в 1958 году? «В Камышине я стал актёром», - частенько говорил и писал он. В книге «Старое и новое кино Камышина» Алексей Иванов посвятил Михаилу Семёновичу 12 страниц текста, фотографий, перечисления званий и наград. Давайте подумаем и решим.
О самом спектакле постараюсь сказать кратко. Основная идея пронизывает всю драму. Только упорство, воля, чёткая цель помогают совершать чудеса, бороться и не сдаваться. Режиссер спектакля Рустем Файздрахманов проводит идею чётко и последовательно.
Какое всё-таки страшное несчастье — иметь в семье неизлечимо больного ребёнка! Слепая и глухая от рождения девочка Элен (арт. Лейсан Хабибуллина) с возрастом стала диким существом, проклятием всей семьи. После долгих колебаний, решив не отдавать дочь в психушку, родители пригласили в дом гувернантку, человека настырного, волевого, готового на любые муки во имя спасения Элен. Анни Сюлливен в исполнении актрисы Надежды Вышенской не знает ни сна ни отдыха, воюет и с домочадцами и с самой Элен во имя прекрасной цели — вырвать девочку из мрака и безмолвия. Пробудить сознание, научить как-то понимать человеческую речь.
«Мы рождены, чтобы владеть словами, как крыльями. Надо её научить тому, чем наполнен мир», — мечтает Анни.
Надо сказать, что методы, которыми действует Анни, повергли зрительный зал в шок. Затаив дыхание, мы смотрели как она возится с упрямой Элен, как труден каждый шаг. Порой такие потасовки, что наш педагог точно угодил бы в тюрьму. Далеко не каждая актриса решилась бы играть подобные роли. Всё дело в том, что наши рецепторы могут компенсировать друг друга. У слепого невольно развивается слух, у глухого — способность всё рассматривать гораздо внимательнее. А если отказали оба рецептора, то надо мобилизовать все остальные: тактильный, обонятельный, осязательный, вкусовой, болевой, умение воспринимать вибрацию.
Этим и занимается Анни, чтобы сигналами извне разбудить мозг Элен, сформировать понятие, слово. Отсюда и рукоприкладство, бросание посуды, еды, стучание по столу, обливание водой. Все меры пригодились. Ведь Элен уже подросток, привыкла в семье делать всё, что захочет, избалована. Говорят, «педагогически запущена».
Мне в своё время довелось общаться с известным педагогом, профессором университета А.В. Ярмоленко. Она причастна к воспитанию слепоглухонемых в нашей стране. Она всегда подчёркивала, что крайне важно обездоленному ребёнку попасть в руки специалистов как можно раньше. Тогда и без потасовок можно обойтись. Ведь воспитали же О.И. Скороходову, которая с годами стала писателем, дефектологом, учёным. Помню, мы слушали Ольгу Ивановну в Ленинградском Доме учёных. Голос немного детский, но речь правильная, логичная, впечатляющая.
Артистам Бугульмы зрители долго аплодировали, много цветов преподнесли. Расходились потрясённые. Кто-то воскликнул: «Вот это спектакль, а у нас всё комедии!».
Говорят, что в Камышине эта пьеса игралась легче, тише, спокойнее. Но ведь время идёт. Мы разуверились, раскисли, размагнитились. Вот и нужно бить по мозгам и нервам в полную силу.
«Театр должен потрясать», — много раз повторял драматург Михаил Рощин. Наши дорогие гости-баталовцы и сделали с нами то, что должны. Здорово!