Источник: газета «Компас» (№ 52 (1333) 25 декабря 2019 года); автор: Наталья СИПИНА. Авторский заголовок «Почем нынче... совесть?».

Теме пассажирских перевозок через Волгу мы уделяли достаточно много внимания с тех пор, как камышинский предприниматель Зенкин стал монополистом на этом поле деятельности.

И, как правило, поводы для публикаций были не очень хорошими. То лодочник позволял себе грубить людям, то вообще отказывал в перевозке некоторым пассажирам. Неоднократно граждане жаловались на неконтролируемую ценовую политику на услуги «подушки», на отсутствие нормальных условий для посадки-высадки людей. Затем вообще случилось то самое ЧП, когда в шторм лодка перевернулась и погиб человек.

Постепенно страсти по переправе как-то улеглись. Сегодня фирма Зенкина работает на основании лицензии (официально она оформлена на его сына — Николая Зенкина, но регулирует потоки, отвечает на звонки, как и прежде, глава семейства). Далее — причалы с обеих сторон, николаевской и камышинской, обустроены. Люди давно не звонили в редакцию с жалобами. Казалось бы, мир воцарился. Оказалось, ненадолго.

16 декабря поступил очередной сигнал по «душу» дяди Вовы. Нам позвонил житель Левчуновки и сообщил, что лодочник с середины декабря начал задирать цену на переправу. Если до этого стоимость услуги всё время была 300 рублей с человека, то теперь старший Зенкин заявляет прямым текстом: «Хотите ехать — платите 500». А к новогодним праздникам он настраивает людей на 1000 рублей за переезд.

К слову, подобные выходки случаются с предпринимателем не в первый раз: ежегодно, с наступлением новогодних и рождественских праздников он преподносит гражданам такой вот «подарок» в виде сумасшедшей по нынешним меркам цены за переправу. Ну, это действительно «ни в какие ворота»! В Волгоград, за 200 км, можно съездить за 400 рублей, а тут десять минут через Волгу на лодке — выкладывайте 1000 рублей. Что это — жадность, не знающая предела? Да в Москву на самолете можно слетать немногим дороже! А тут тысяча рублей в Камышин и еще тысяча обратно в Николаевск. Откуда у нашего нищего в массе своей населения такие деньги? Но камышинского бизнесмена это мало волнует.

Каждый раз, когда поднимается эта тема — о самоуправстве и никем не контролируемых расценках на перевозки Зенкина, задаемся вопросом: но кто-то же должен «дать по рукам» этому монополисту? Не может быть, чтобы прямо «под носом» у районной администрации, полиции, прокуратуры творилось такое безобразие? Неужели ни одна структура не в состоянии «привести в чувство» ненасытного лодочника?

* * *

После звонка из Левчуновки мы встретились с первым заместителем главы Николаевского района Александром Александровичем Афанасьевым. Вот как он прокомментировал новость об очередной волне народного негодования в ответ на повышение расценок переправы.

- Начнем с того, что всякая деятельность, в том числе перевозки пассажиров, где безопасность людей — превыше всего, должна осуществляться в соответствии с официальными разрешениями и лицензиями. Перевозки водным транспортом предусматривают даже более строгие требования, чем автобусные.

Регулирует деятельность таких перевозчиков комитет транспортного и дорожного хозяйства областной администрации, это полностью его полномочия. Именно комитет организовывает конкурс по отбору перевозчиков через Волгоградское водохранилище, и на сегодняшний день их у нас в районе два — это грузовая переправа и ИП Зенкин Н.В. Причем, по существующим нормам предприниматель обязан осуществлять свою деятельность только в теплое время года. Зимой же перевозить людей по ледовому покрытию он не имеет права, такими полномочиями обладает только МЧС.

К ледовой переправе предъявляются жесточайшие требования, выполнить которые очень сложно. Движение по реке зимой в нашем районе строго запрещено. Тем не менее, камышанин возит людей и в это время года — на свой страх и риск, не имея на то никаких документов. Поэтому для пассажиров, которые садятся в «подушку», нет никаких гарантий безопасности — люди тоже должны об этом знать. Случись что прямо посередине реки, они окажутся в крайне неприятной, опасной ситуации, ведь приехать за ними будет некому — у тех же николаевских спасателей нет в наличии специальной техники для движения по льду. Чем может обернуться для пассажиров подобная авария?

Усугубляется положение тем, что сейчас, когда лед на водохранилище еще не укрепился и поверхность воды представляет собой ледяные торосы, техника при движении напарывается на них, а также обмерзает. В результате уже неоднократно была повреждена, порезана так называемая «юбка» воздушной подушки.

Теперь что касается цены. Повышение расценок до 500 рублей Зенкин объясняет как раз тем, что ему приходится нести большие издержки из-за повреждений «юбки» воздушной подушки. Но он обещает снизить цену, как только в работу будет запущена вторая «подушка» — более солидная и крепкая. Хотя неизвестно, выполнит ли он свое обещание?

По закону регулированием тарифов на такие услуги осуществляет субъект РФ, то есть администрация области. В соответствии с Законом №239-ФЗ предприниматель может сам подать заявку, чтобы ему посчитали обоснованный тариф с учетом всех расходов, издержек. Причем, государство может возмещать выпадающие расходы такому предпринимателю, как и в автобусных перевозках. Вот только практика показывает, что предприниматели категорически не хотят идти на такой шаг, потому что это подразумевает абсолютно «белый» бизнес, «прозрачные» налоги, отчетность и контроль — сколько перевез людей в день, сколько получил денег и т.д.

Но даже в этом случае государство не дает в полной мере гарантий безопасности для пассажиров таких судов, что уж говорить про камышинского бизнесмена, который сам устанавливает расценки, ездит не по графику, а как ему удобно, не согласовывая свои действия ни с кем.

Конечно, это неправильно, так не должно быть. Сейчас, в зимнее время, он снова работает незаконно, не имея на то никаких разрешительных документов. Да еще и завышает цены — возмущение людей более чем понятно. Поэтому мы намерены направить письменные обращения в райотдел МВД и в прокуратуру с просьбой разобраться в деятельности предпринимателя Зенкина. А его самого вызвать для личной беседы, в том числе, и на тему ценовой политики, которую он устанавливает по своему усмотрению.

* * *

Будем надеяться, что меры в отношении «дяди Вовы» со стороны власти будут приняты. Ну, нет больше сил у людей терпеть те условия, которые он меняет в соответствии со своими настроениями и нескромными потребностями. Безусловно, все хотят зарабатывать, но есть же какие-то пределы, мыслимые и немыслимые. Вчера 300 рублей, сегодня уже 500. А в конце декабря, не исключено, будет и 1000 рублей.

И что делать? Кого не устраивает — идите прочь? Ведь «дядя Вова» не скупится на выраженьица в отношении пассажиров. Понятно, что он и занимается хорошим, нужным делом — возит людей через Волгу, но своими методами работы вызывает очень уж негативные эмоции. А как быть нам? Мы что же, так и останемся заложниками этого перевозчика-монополиста?