О конфликте в исполнительной власти
— Роман Георгиевич, как вы относитесь к конфликтам во власти, ведь те, кто выступал за ваше отрешение от должности, убеждают, что теперь конфликтов не будет?
— Если руководители региона и города работают на благо населения, то конфликтов во власти не избежать, и это нормально. Страшно то, что происходит сейчас. Если вертикализация будет доведена до уровня муниципальных образований, то муниципальные образования превратятся в безголосые структуры, не способные вообще что-то решать. Да, конфликтов не будет: ни публичных, ни непубличных, ни подковерных — вообще никаких. Но мы от этого выиграем? Нет. Плохой ли, хороший мэр, но он защищал интересы Волгограда, где-то критиковал губернатора, где-то с ним соглашался. Но, благодаря политической и хозяйственной торговле, он получал хоть какие-то ресурсы для города.
— Что будет теперь?
— А теперь будет, как в известном анекдоте, — женщину насилуют и говорят: «Ты расслабься и получай удовольствие...». Самое страшное, что при новой системе управления город не только не будет иметь шансов что-либо дополнительно получить, но вообще ничего не получит. А нормативы по налоговым отчислениям зажмут настолько не в пользу Волгограда, что теперь все прорехи вышестоящей власти будут компенсироваться за счет бюджета муниципального образования.
— Многое задаются вопросом: зачем у руля два человека? Сити-менеджер — понятно. Он хозяйственник, будет трубы латать. Зачем спикеру гордумы придумали еще одну должность главы муниципального образования?
— Надо же оправдать то, что у людей отняли право выбора. Спикера — главу муниципального образования — выбирают депутаты, а депутатов выбирает население. Хотите демократию? Получите! Если раньше спикер городской думы вручал грамоту от имени депутатов, то теперь будет это делать и еще от жителей Волгограда, ну и в командировки ездить почаще. Единственная дополнительная роль — подписание контракта с сити-менеджером. Все! Больше он ничего не решает.
— А что решает сити-менеджер?
— Тоже ничего. Поскольку работает по контракту, а значит, находится в подвешенном состоянии, зависит от конкурсной комиссии, которая навязана губернатором и выполняет его любую команду. Сити-менеджер — марионетка, но, к сожалению, он будет руководить двумя тысячами чиновников городской администрации. Мне за этих людей, честное слово, страшно. Если сити-менеджер не выполнит просьбу или требование губернатора, то до свидания! Он вылетит вместе со своими людьми.
— То есть в городской администрации не останется ключевых фигур?
— Да нет, почему же? Она уже есть.
— Вице-губернатор Игорь Пикалов, «герой» федеральных телеканалов, которого поставили на ключевые позиции в городе, а именно на коммуналку и земельные ресурсы?
— Ну конечно! Поймите, не важно, кто будет сити-менеджером (это пешка!), важно, кто будет контролировать коммуналку, земельные вопросы и градостроительную деятельность, поскольку у мэрии доходов больше нет, социальная сфера — это расходы. Юридически вице-мэр Пикалов подчиняется Соколову, а по сути — губернатору Бровко.
Об институте сити-менеджера
— Институт сити-менеджера введут во всех регионах?
— Многие губернаторы убедили Москву не давить на них и не стали отменять прямых выборов. Например, губернатор одного из регионов открыто заявил, что это абсурд: дележ на сити-менеджера и главу муниципального образования — это дезорганизация власти. Конечно, сверху губернаторам дали установку. Но эта установка, судя по всему, связана не с введением сити-менеджера, а с логикой: контролируешь ты, губернатор, ситуацию или нет. Если контролируешь, то все равно, выборный или не выборный глава муниципалитета. А если не контролируешь, то, будь любезен, меняй ситуацию так, чтобы ни один выборный мэр не пискнул, то есть ликвидируй выборы и вводи сити-менеджера. Умный и сильный губернатор сможет договориться с сильным мэром, а слабый будет стараться сильного мэра ликвидировать и поставить безвольного, на фоне которого он, слабый, будет казаться сильным.
— В некоторых регионах депутаты долго сопротивлялись введению сити-менеджера. Почему наши так быстро поддержали все инициативы губернатора?
— Видимо, сейчас модно позиционировать себя как человека авторитарного. Считается нормой, когда губернатор, приезжая в регион, распоряжается им, как своей вотчиной. Люди, демократия, права — всё это его не интересует. Он здесь вождек, генерал, князек и т.д. Такую схему губернаторы быстро улавливают. Если бы какой-нибудь куратор из администрации президента прочитал оппозиционную прессу, где цитируются имперские заявления губернатора, сказал: «Стоп! Мы не в Зимбабве живем, не в Новой Гвинее, а в демократической стране», то он сделал бы соответствующие выводы… Но, увы, этого пока нет. Поэтому некоторые лихо размахивают шапкой Мономаха, а некоторые этим даже бравируют.
— Возвращаясь к депутатам...
— Естественно, люди хотят определенности с точки зрения своих перспектив. Если тебе говорят, что ты больше не изберешься, потому что не будет одномандатных округов, а в партийные списки мы тебя не включим, если ты, главврач Иванов, больше никогда не станешь главврачом муниципальной больницы, то ты теряешь всякую перспективу. А перспектива — это дети, достаток, будущее. В такой ситуации рассчитывать на то, что у нас будут Ильи Муромцы, которые выстоят в любой ситуации, нельзя. Я знаю, что давление на депутатов было, и очень серьезное.
— Конкретнее. Губернатор и региональный лидер единороссов звонили им лично?
— Воздержусь от комментариев. Да и вам это не нужно.
— А вам не предлагали стать сити-менеджером?
— Предлагали еще полгода назад на нескольких встречах. Я пытался оттянуть этот процесс, подвести руководство «Единой России» к одной понятной мысли: поползновения на демократические устои и отъем права у населения голосовать в конечном счете приведут к проигрышу партии. Нельзя плевать в население и думать, что все будет проходить для рейтинга безболезненно. Я пытался убедить своих коллег по «Единой России», что в отличие от других городов в Волгограде у рейтингового кандидата-единоросса есть все шансы переизбраться. И несколько раз эти аргументы срабатывали.
— А потом?
— Потом, наверное, давление губернатора, страх перед тем, что же будет с вертикалью власти, если выборы не ликвидировать, — в общем, что-то привело к мысли о том, что систему управления городом надо менять. В итоге на очередной свой довод я получил ответ: мы готовы пожертвовать рейтингом «Единой России», но ты должен добровольно внести в думу поправки в Устав Волгограда по сити-менеджеру, убедить депутатов тихо, спокойно, без трений принять эти поправки. Вы представляете? То есть я должен был собственными руками «кастрировать» свою администрацию, да еще убедить депутатов, что это правильно.
О вариантах
— Какие варианты вам предлагали?
— Мне предлагали на выбор: сити-менеджер, спикер, он же глава муниципального образования, или Госдума по спискам «Единой России».
Роль сити-менеджера — чиновника, не обладающего ресурсом для принятия самостоятельных решений, не моя. И уж, поверьте, губернатор нашел бы способ меня быстро убрать и поставить некое аморфное существо, которым легко управлять. Роль спикера — главы муниципального образования — тоже не моя. Во-первых, я два депутатских срока отработал в представительной власти, и мне это уже не интересно, а, во-вторых, смотреть, как по указке главы региона сити-менеджер будет убирать людей, которых я приводил к руководству департаментами, комитетами, и не иметь возможности на это повлиять, я не смогу. Третье предложение — Госдума. Уйти туда по партспискам «ЕР» было бы вполне реально. Но что решает рядовой депутат Госдумы?
— Ничего.
— Тогда ради чего уезжать из родного города?
О проектах и будущем
— Центр «Победа». Мне интересно ваше отношение к этому проекту. Что-то в последнее время все больше говорят о чемпионате мира по футболу-2018...
— Ну да, там денег побольше. Я разговаривал с Щербаковым и с Южным, пытался узнать, что такое Центр «Победа». Не понял ничего. Ко мне также приходила симпатичная высокая девушка, сказала, что она — один из разработчиков проекта, а потом начала перечислять все наши известные объекты, среди которых музей-заповедник «Старая Сарепта». Какое отношение Сарепта имеет к проекту «Центр «Победа»? Она столетия на этом месте стояла и дай бог, еще простоит. В общем, все это было настолько забавно, нелепо и бессмысленно... А когда я узнал, сколько денег потрачено на «интеллектуальный» продукт под названием «концепция проекта», мне вообще стало не по себе.
— Может, ради этой концепции все и затевалось? Просто дали людям хорошо заработать.
— Я думаю, что все затевалось для создания, федеральной целевой программы, чтобы из Москвы вытянуть побольше ресурсов, а заодно из региона, поскольку все целевые программы идут на условиях софинансирования. А откуда деньги с региона брать? Конечно, с муниципальных образований. Так что не дай господи, чтобы в правительстве кто-нибудь польстился на этот и другие обтекаемые проекты и дал согласие. Тогда наши муниципалитеты разорятся.
— Кем вы себя видите в дальнейшем?
— Есть предложения идти в Госдуму от разных партий, но пока я взял паузу, наслаждаюсь сегодняшним статусом рядового гражданина
— Вы будете продолжать отстаивать свои нрава в судах?
— Буду судиться до тех пор, пока не признаю незаконным постановление Бровко. Если суд признает, что задним числом можно подписывать постановления с указанием мифических судебных решений, тогда в нашей стране можно делать все. Если сегодня избранного мэра можно отстранить от должности с помощью забавного постановления, то завтра, как в 30-х годах, можно будет сажать в тюрьмы и расстреливать за кухаркины доносы. Я не хочу жить в такой стране. Я буду стараться изменить ситуацию к лучшему и делать все, что в моих силах. Я дойду до Верховного суда, до Президиума Верховного суда, до Конституционного суда, пока это решение не отменят.