Прошлым летом, когда погода в Камышине «радовала» отметкой в +40 градусов, автор повиновался стадному инстинкту и отправился на своем «четырехколесном друге» к морю. Передо мной стоял нелегкий выбор: малооплачиваемая работа в душном офисе или морское побережье, обещающее отличный отдых и незабываемые впечатления. Естественно, предпочтение было отдано второму варианту.
«А я, как заколдованный пялюсь в горизонт, я никогда не видел моря…» — гремело из старенькой иномарки, грозившей в любой момент превратиться в груду металлолома, а мы упрямо неслись по ямам и ухабам навстречу своей мечте. По дороге к морю автором не раз были замечены люди в яркой одежде и с увесистыми рюкзаками — «стопщики», «голосующие» на обочине. Что заставляет людей путешествовать подобным образом? Желание сменить обстановку, доказать собственную самостоятельность или почувствовать внутреннюю свободу? Поклонники столь рискованного способа путешествий признаются, что автостоп — своеобразный наркотик, который не требует денег: просто вышел на дорогу, поднял руку и поехал. Получается, денежных средств нет, а мир посмотреть очень хочется. Конечно, в этот момент скептики начнут возмущаться: «Да Вы что! Это же огромный риск, а «стопщик» — первый претендент на роль жертвы во всех кровавых сценах!» С одной стороны, все верно, а с другой — никто из нас не застрахован от нападения или несчастного случая на улице или в собственном доме.
Самым известным «стопщиком» в шутку называют М. В. Ломоносова. Существует мнение, что в развитии данного явления большая заслуга принадлежит «битникам» (предшественники хиппи). В далеком 1978 году была основана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС), наибольшим достижением которой является кругосветная экспедиция «Автоколумб». Участники экспедиции побывали в 25 странах Евразии, в Северной и Южной Америке, не пользуясь рейсовым транспортом. В 1996 году один из членов ПЛАС отправился из Петербурга в Дакар, при этом путешественник преодолел 16000 километров и успел побывать в 15 странах. Нужны ли деньги в таких путешествиях? В этом вопросе мнения «стопщиков» разделились: одни уверены в том, что можно обойтись и без денег, а другие предпочитают захватить немного наличности «на всякий случай». Изучение «автостопной науки» подтвердило тот факт, что для дальних поездок не нужны огромные суммы. В 2000 году один из «стопщиков» совершил рискованный эксперимент — добрался из Москвы до Сенегала (республика в Западной Африке) вообще без денег. В 2003 году Григорий Кубатьян отбыл в кругосветное путешествие с 200 долларами в кармане. Также широко известна история студента Рамона Стоппеленбурга из Нидерландов, разместившего в Сети объявление, в котором попросил чужих людей приютить его бесплатно. В результате на просьбу Рамона откликнулось 2400 человек из 67 стран мира.
Преимущества путешествия автостопом очевидны: Вы не ограничены определенным маршрутом, временем и конечной целью. Конечно, все это напоминает авантюру, но путешественники утверждают, что автостоп (при всей своей непредсказуемости и рискованности) помогает вырваться из рутины повседневности. Как автостоп меняет мышление и внутренний мир человека? На этот счет существует немало мнений:
Наталья: «Я научилась разговаривать с незнакомыми людьми, а до этого была букой!»
Андрей: «Расстояние перестало быть проблемой. Бесценный опыт общения с разными людьми, возможность рассказать что-то интересное другим и услышать что-то новое для себя в дальнейшем очень помогает в жизни».
Дмитрий: «Рушатся стереотипы, перестаешь ощущать расстояние и начинаешь верить, что возможно все».
Алексей: «А что дома? Все знакомо и одинаково. Не о чем беспокоиться. А в пути Вы ежесекундно открываете новый мир».
Антон: «Приходит осознание, что люди не привязаны к одному месту. Можно сесть и уехать в любую сторону».
Денис: «Приобретаешь уверенность в себе. Если пережил ночь в тайге в палатке, вокруг которой ходили волки, то уже ничего не страшно. Начинаешь ценить обычные мелочи: хлеб, воду, сигареты».
Елена: «Появляется внутренняя свобода. Автостоп — своеобразное обнажение своего «Я».
Ксения: «Стала верить в людей! А еще убедилась в том, что наши мысли материальны. Стоит только четко определить цель и двигаться к ней».
Любовь: «Автостоп сделал меня болтушкой! Хотя раньше я даже время у незнакомого человека боялась спросить».
«Кто может путешествовать автостопом?» — возникает логичный вопрос. Оказывается, есть несколько требований, определяющих готовность к подобному приключению. Если Вы уверены в том, что за все необходимо расплачиваться деньгами, а чужая помощь унижает достоинство, то Вам никогда не стать «стопщиком». Один из поклонников данного способа путешествий заметил: «Если отдыхать по путевке, то, действительно, можно сэкономить время и многое увидеть. Но все эти поездки схожи в одном — там нет событий. Безденежная поездка — скалолазание без страховки, здесь есть риск, но иногда душа просит…»
Наверняка многим будет интересно мнение путешественника, побывавшего однажды и в нашем городе. Знакомьтесь — Роман Рублевич, утверждающий в своем «Живом Журнале», что «любит ездить всюду». В своем дневнике «Из Сочи в Камышин» Роман пишет: «К вечеру я добрался до Волгоградской области, но до Камышина было еще далеко. Около единственной кафешки (недалеко от станции Котельниково) с 9 вечера до часу ночи я пытался поймать машину. Приезжали даже гаишники позавидовать моей яркой жилетке, а местные жители предложили отправиться на станцию. Советом я воспользовался. Электричка «Котельниково-Волгоград» стоила какую-то страшную сумму в 150 рублей. Понадеялся, что в пять утра никто билеты не проверяет и лег спать. Контролеры пришли сразу же. Спросили, куда я еду.
Ответил, что до конца, денег с меня не взяли. В Камышин ехать «стопом» побоялся, купил билет на автобус. Добрались! Камышин — небольшой город на берегу Волги. Проезд здесь принято оплачивать при выходе из транспорта, а деньги меняют у теток на рынке. Из Камышина до московской трассы я уже ехал автостопом».
Может создаться ощущение, что путешествие автостопом — сплошная «халява». Это не совсем так. Взаимная выгода — вот основной принцип «стопщика». Водитель помогает путешественнику добраться до определенного пункта, а он, в свою очередь, отвлекает человека от однообразия дороги и не позволяет заснуть за рулем. Некоторые водители рейсовых автобусов признаются: «Пассажиры — для денег, а путешественники — для души».
А как Вы относитесь к автостопу?