Политика: анализ текущих событий

Трагедия с теплоходом «Булгария» как нельзя лучше показала — нынешняя система госуправления, заложенная при первом президентском сроке Владимира Путина, исчерпала себя и уже не может быть мотором модернизации страны.

Безусловно, у этой трагедии, как у других резонансных происшествий последнего времени, есть конкретные виновные, которые должны понести адекватное наказание. Но при этом необходимо перенастраивать всю систему, иначе подобное «Хромой лошади», «Булгарии» или станице Кущевской будет повторяться раз за разом.

«Вообще, как могло получиться так, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта, как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться?». Все эти вопросы задавал Владимир Путин на днях в Казани — на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий катастрофы «Булгарии».

«Столько жертв, столько детей погибло — это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности», — негодовал премьер-министр. А газета «Коммерсантъ» приводит его слова, сказанные уже на закрытой для журналистов части совещания: «400-600 тысяч рублей они получали за один такой рейс... Судно вышло в таком состоянии! Это же кошмар! Что же за бардак у нас творится?!!».

Получил ли премьер ответ на свой вопрос от кого-либо из участников совещания —неизвестно, но что-то подсказывает — вряд ли. Да и не до философских вопросов тут — все ответственные ведомства теперь наперегонки ищут стрелочников (и найдут, конечно). Но станет ли от этого меньше в стране бардака? Он, этот бардак, отнюдь не редкий сорняк на идеально чистом поле госуправления, а многоликое и многорукое явление российских будней. И корни его — в безответственности и фактически безнаказанности чиновников, соединенных с их всевластием.

Властная вертикаль укрепилась настолько, что превратила бюрократический класс в монстра, подминающего под себя всё и вся (даже Дмитрий Медведев не раз признавался, что некоторые его президентские поручения не исполняются, а просто забалтываются или тонут в бюрократических коридорах). При этом бюрократия, используя свой главный политический инструмент — «Единую Россию», шаг за шагом минимизировала свои риски за счет сдерживания развития демократии и политической конкуренции. За примерами ходить далеко не надо.

За счет поправок в федеральный закон о местном самоуправлении выборность муниципальной власти все активнее заменяется на институт сити-менеджмента (как это происходит в нашей области — рассказывать не надо, волгоградский «опыт» до сих пор гремит на всю страну). Бюрократические изменения в закон о политических партиях по сути затормозили партстроительство — тут не закон действует, а воля Кремля. Даже увеличенный в 2006 году с пяти до семи процентов проходной барьер в Госдуму РФ делался ради «Единой России» (а, по сути, — ради бюрократического класса). Заодно убрали из бюллетеней графу «против всех кандидатов», а явку избирателей снизили, что называется, ниже плинтуса. В итоге в Госдуме РФ никакие здравые законодательные инициативы от парламентской оппозиции не находят применения — партия власти у нас фактически законодательная истина в последней инстанции…

Идеология большинства чиновников — за счет бюджетного воровства и коррупции конвертировать власть в деньги ради личного или кланового обогащения. И эта идеология как ржа разъедает всё общество. На состоявшейся недавно встрече Дмитрия Медведева с представителями малого бизнеса, действующий глава государства посетовал — мол, всё больше выпускников школ стремятся стать чиновниками. Почему так происходит, ведь и зарплата не ахти какая, да и работа нередко рутинная? — спросил президент. И сам же ответил — в надежде на быстрое обогащение за счет коррупции.

У российской вертикали власти есть своя национальная особенность — так называемое «ручное управление». Это понятие вошло в обиход, пожалуй, после того, как фактически в прямом телеэфире премьер Владимир Путин «разруливал» с олигархами ситуацию в моногороде Пикалево (помните, тогда еще Олег Дерипаска, подписав документы, не вернул Путину ручку). С тех пор ручное управление стало нормой жизни, и прежде всего в экономике. В выступлении на Петербургском экономическом форуме Дмитрий Медведев, например, сказал так: в российской экономике «работают не рыночные институты, а принципы ручного управления. Но их эффективность не просто сильно ограничена — она весьма избирательна... Подобная экономическая модель представляет опасность для будущего страны».

Ручное управление, конечно, работает (а в ряде случае заменяет собой все прочие способы) не только в экономике. Чем политика-то хуже? Маленький, но показательный пример. Чтобы хоть как-то поднять электоральный рейтинг «Единой России» в северной столице за счет смены губернатора, разработана целая операция «Валентину Матвиенко — в спикеры Совета Федерации». В этом году до декабря муниципальных выборов в Ленинградской области не предвидится? Нет проблем — и вот уже в двух муниципалитетах чудесным образом возникла необходимость досрочных выборов: в одном полномочия сложил один депутат (и не стало кворума), а во втором — сразу четверо (чтоб тоже кворума не было).

И на местах власть предержащие с успехом пользуются возможностями «ручной настройки». Наша область здесь не исключение. Вот совсем свежий пример. Губернатор Анатолий Бровко на днях отчитывался о работе своей администрации перед облдумой. Этому предшествовала «титаническая работа» законодателей от партии власти — чтобы свести на нет любой форс-мажор во время отчета. Единороссовское большинство в областном парламенте придумало так — вопросы губернатору надо подавать заранее, в письменном виде. Потом их согласуют в профильном комитете, а уж окончательный перечень примут на заседании думы. Только после этого вопросы отправят в аппарат главы администрации.

Но и этого оказалось мало. В последний момент «отчетное» заседание из облдумы перенесли в большой зал администрации региона — якобы отчет Бровко будет слушать «общественность» (на деле ею оказались многочисленные чиновники самой обладминистрации и ее подразделений). Причем, на совете думы изменение места проведения даже не обсуждалось. В знак протеста фракции КПРФ и «Справедливой России» на заседание не явились. Сам же Анатолий Бровко обозначил место областных депутатов так: «Ни я перед вами отчитываюсь — а вы идете ко мне, сидите где-то в зале, слушая мое  выступление с трибуны»…

То, что пришла пора «что-то менять в консерватории», вне всякого сомнения, понимает и правящий дуумвират. Вот только — как менять систему госуправления (вкупе с политической), Дмитрий Медведев и Владимир Путин понимают по-разному.

«Мой выбор — это серьёзное обновление не только устаревших элементов экономики, но и всех общественных институтов, — говорил Дмитрий Медведев на уже упоминавшемся Петербургском экономическом форуме. — Здесь необходимы не только точечные изменения, но и системные решения. Нам не стоит затягивать прощание со многими вредными привычками, нам неправильно ориентироваться лишь на спокойный и размеренный рост, это ошибка. За пресловутой стабильностью может скрываться очередной застой, поэтому нужно быстрее и решительнее менять всё, что мешает прорывному развитию».

Владимир Путин, нисколько не отвергая необходимость модернизационных преобразований, тем не менее, считает, что они не должны быть радикальными, их место — укрепить существующую систему власти: «Нужны новые инструменты, новые люди, новые идеи, нужна глубокая модернизация и инновационный процесс, чтобы обеспечить ускоренный рост экономики, социальной сферы и укрепление политических основ нашего общества».

Собственно, этими двумя вариантами и исчерпывается сценарий ближайшего развития России, который начнет воплощаться в жизнь после президентских выборов 2012 года. Между тем, как показал недавний опрос, проведенный «Левада-Центром», число россиян, недовольных работой правительства, сегодня вдвое превысило аналогичные показатели так называемых лихих 90-х. За минувшие 11 лет отношение наших сограждан к правительству поменялось только в худшую сторону. А число россиян, вообще не имеющих претензий к правительству, приблизилось к самой низкой отметке в 5% (в 1999 году — 24%).