Политика: анализ текущих событий

В минувший понедельник, 29 августа, во время встречи с лидерами семи официально зарегистрированных российских партий Дмитрий Медведев подписал Указ о назначении выборов в Государственную Думу РФ на 4 декабря 2011 года. Таким образом, президент РФ дал старт главной избирательной кампании года.

На самом деле в предвыборных хлопотах российские партии пребывают с самого начала нынешнего года. А в марте, в единый день голосования, они даже провели генеральную репетицию перед госдумовской кампанией, «сражаясь» за голоса электората в ряде региональных и муниципальных выборов. Но настоящим началом предвыборной гонки в Госдуму РФ можно считать региональную конференцию «Единой России» в Волгограде, когда Владимир Путин заявил о создании Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Беспрецедентная раскрутка Фронта (а значит, и «Единой России») в федеральных и региональных СМИ (фактически на государственном уровне) оказалась столь мощной, что заглушила попытки оппозиционных партий как-то внятно заявить о себе. Исключением, пожалуй, здесь только «Справедливая Россия», да и то электоральное внимание к эсерам получилось со знаком «минус»: в мае лидера справедливороссов «попросили» из кресла спикера Совета Федерации.

Лихой темп, взятый с волгоградского старта, «Единая Россия» только закрепила проведением совместных праймериз с Народным фронтом. Внутрипартийная в общем-то акция превратилась в реалити-шоу на всю страну. И хотя с самого начала праймериз сопровождали перманентные скандалы (в том числе, и в Волгоградской области), лидер «Единой России» и Народного фронта, премьер-министр Владимир Путин не только дал высокую оценку итогам предварительного голосования, но и предложил сделать процедуру праймериз обязательной для всех партий.

Предложение Путина в рядах оппозиционеров встретили, мягко говоря, без энтузиазма, упирая и на дороговизну процедуры,  и на то, что отбор кандидатов у них и так отработан как часы; были и голоса, прямо обвинившие лидера единороссов во вмешательстве во внутренние дела партий. Реакция Владимира Путина на оценку его предложения (а это, надо отметить, была, пожалуй, его первая сугубо политическая инициатива в качестве премьер-министра) последовала незамедлительно.

25 августа в Смоленске, на встрече с активистами Народного фронта, лидер «ЕР» и ОНФ констатировал: «Я посмотрел реакцию некоторых наших коллег из так называемых оппозиционных наших партий, когда предложил, чтобы все партии проводили своих кандидатов через систему предварительного голосования, и предложил закрепить эту норму в федеральном законе. Реакция некоторых наших коллег из оппозиционных партий была негативной…».

И тут же объяснил причины этого негатива: «Я думаю, что против предварительного голосования выступают только те, кто торгует своими местами в этих партийных списках, и кто не хочет развития внутрипартийной – а значит, и в целом – демократии в стране».

Сделав такой сильный посыл, Владимир Владимирович, тем не менее, усугублять ситуацию не стал: «Но это их дело. «Единая Россия» не будет навязывать этих правил другим партиям, даже если имеет сегодня большинство в парламенте, но если они не хотят, Бог с ним». Хотя тут же обрисовал не очень радостные перспективы для «коллег из оппозиционных партий»: «Это значит, что это будет вести к стагнации этих партий». Правда, свет в конце тоннеля все же есть: «А те общественные объединения, которые не боятся открытой конкуренции с людьми с незамыленным взглядом, такие организации будут жить и имеют все шансы на развитие, поддержку подавляющего большинства граждан страны».

Из слов Путина вроде бы понятно, что его предложение не будет иметь законодательных последствий. Но вскоре выяснилось, что это далеко не так. Ясность внес пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Подтвердив, что «Единая Россия» и Народный фронт «не намерены использовать конституционное большинство в парламенте и просто навязывать эту юридическую норму другим партиям», он, тем не менее, отметил: «Единая Россия» не отказывается от идеи узаконить праймериз. По словам Пескова, вместе с «Народным фронтом» партия намерена последовательно разъяснять целесообразность этой инициативы, её пользу с точки зрения придания большей прозрачности, большего демократизма электоральным процедурам в нашей стране. И что «соответствующая законодательная инициатива будет внесена, когда представители оппозиционных партий поймут и признают необходимость введения процедуры праймериз».

Так что Владимир Путин, по сути, своим предложением, что называется, «убил сразу двух зайцев». Во-первых, ярлык торгующих местами в партийных списках еще аукнется оппозиционерам, когда они обнародуют эти свои списки на выборах в Госдуму РФ. Всяк желающий будет гадать, читая фамилии – ну, и кто тут купил себе местечко?

А во-вторых, сама инициатива об обязательных для всех партий праймериз никуда не делась, просто отложена в недолгий ящик. Причем - исключительно по «демократическим критериям». И в итоге оппозиционным партиям все же придется в недалеком будущем проводить праймериз. Так что Владимир Путин с этим своим предложением проявил себя как заправский политехнолог.

Вообще, и это совершенно очевидно, Владимир Владимирович будет в предстоящей выборной кампании самым главным «паровозом» для «Единой России». При этом сама партия как бы уйдет в тень Общероссийского народного фронта. Есть даже версия, что на сентябрьском съезде «ЕдРа» произойдет растворение партии власти в ОНФ, который будет преобразован в партию (уже есть «народный бюджет», «народная программа», так почему не быть «народной партии»?).

Конечно, это был бы сильный ход – народ куда охотнее станет голосовать за новую «партию Путина», нежели за «Единую Россию». В то же время ОНФ, никак пока организационно не оформленный, то есть – не существующий де-юре, более чем удобен для выборной агитации с какими угодно (и главное – не контролируемыми в рамках закона о выборах) финансовыми затратами. Оппозиции только и останется, что «скрежетать зубами» - все их обвинения в нечистоплотности партии власти не будут иметь ровным счетом никаких последствий.

Надо сказать, что создание путинского Фронта ощутимо ударило по электоральным позициям оппозиционных партий. Такие «большие» выборы, как в Госдуму РФ, и раньше не проходили без внутрипартийных склок и скандалов. Теперь же у «недовольных» появилась возможность сохранить политические притязания, покинув ряды своей партии и вступив в Народный фронт. Что и стало происходить  в довольно массовом порядке.

Особое положение сложилось у «Справедливой России». Первым ударом для партии, конечно, стало смещение Сергея Миронова с поста председателя Совета Федерации. Уже тогда выборные перспективы эсеров политологи значительно понизили в своих прогнозах. А громкие выходы из «СР» нескольких известных, можно сказать – знаковых партийцев (в ОНФ, например, ушел один из основателей партии, вице-спикер Госдумы РФ Александр Бабаков) вообще внесли в ряды эсеров разброд и шатания.

Неслучайно Сергей Миронов с оставшимися сотоварищами так настойчиво ищет сближения с КПРФ. Буквально на днях прошла встреча лидера коммунистов Геннадия Зюганова с заместителем руководителя фракции «Справедливой России» в Годсуме РФ Геннадием Губковым. Аналитики связывают это рандеву (подробности его обе стороны официально не разглашают) с инициативой председателя «СР» Николая Левичева – 23 августа он предложил коммунистам сформировать «альянс левых сил». В КПРФ предложение сходу не отвергли, но обставили его условиями, на которые эсеры вряд ли пойдут.

На этом фоне уже не кажутся далекими от истины предположения некоторых аналитиков, что эсеры наберут на выборах более шести, но менее семи процентов голосов, и, таким образом, будут представлены в парламенте максимум двумя депутатами (ясно, что это будут Миронов и Левичев).

Не ясны и выборные перспективы «Правого дела». Уверенность Михаила Прохорова, что его партия будет представлена в новой Госдуме РФ второй по численности фракцией, не более чем бравада. Августовские замеры общественного мнения показывают, что «ПД» пока набирает только три процента голосов. Между тем, правые вполне могут пройти и семипроцентный барьер, - считают некоторые эксперты.

Что интересно: какие бы ни были прогнозы для той или иной партии, общим местом в рассуждениях политиков и политологов является признание особого фактора в итоговом раскладе партийных мест. И фактор этот – так называемая «воля Кремля». «Посчитают так, как надо» - эта формула для нынешних выборов как нечто самой собой подразумевающееся, этакая «национальная особенность».

О честности предстоящих выборов говорил и Дмитрий Медведев на встрече с лидерами российских партий, с которой мы и начали этот обзор. Вот что сказал гарант Конституции РФ:

«Конечно, избирательная кампания – это всегда борьба, это всплеск эмоций, это претензии. Это нормально и, собственно говоря, так и должно быть, иначе это просто не демократия. Но мне бы, конечно, хотелось, чтобы все это проходило в рамках закона, без крайностей. Для нас в равной степени являются неприемлемыми две вещи: и административный произвол чиновников, которые пытаются скручивать выборы под себя, и бездоказательные обвинения в фальсификациях, которые довольно часто звучат со стороны тех, кто проиграл. И то, и другое является проявлением пресловутого правового нигилизма. Надо уметь честно побеждать, надо уметь проигрывать. Так жизнь устроена».

Владимир Путин, для которого на выборах в Госдуму РФ главная цель получить конституционное парламентское большинство (собственно, от этого и будет зависеть его решение – идти или нет в президенты РФ в 2012 году), не так давно рассказал о своем отношении к выборным процедурам. Напомним его знаменитый ответ на вопрос — чем он займется на следующий день после дня голосования: «Пойду умываться. И в гигиеническом смысле этого слова, и в политическом. После всех кампаний, которые нам предстоит пережить, нужно будет как следует заняться гигиеной. К сожалению, это так. Это неизбежный процесс».

«По Медведеву» или «по Путину» пройдут в нынешнем декабре выборы в парламент страны – мы узнаем довольно скоро. Вот тогда и станет ясно – как у нас «устроена жизнь».