Через полгода камышан ждет главное политическое событие местного масштаба — выборы мэра (главы муниципального образования). Ну, или по действующему уставу города — главы администрации Камышина, который две эти должности совмещает. Обозреватели вот уже несколько месяцев озвучивают в СМИ свои версии предстоящих баталий и кандидатуры возможных игроков на выборном поле. Этими заметками мы обобщим уже известные сюжеты и добавим к ним свежие нюансы.
Итак, выборы главы Камышина, скорее всего, пройдут в срок — в первое воскресенье марта 2012 года. На сегодняшний момент практически сведена к нулю вероятность досрочного ухода со своего поста действующего мэра Александра Чунакова. Последнее время он никак не вырвется из тисков жесткой критики, причем ей подвержены одновременно многие сферы деятельности администрации Александра Ивановича. Печатные и электронные средства массовой информации пеняют ему на кадровую политику, в результате которой к руководству структурными подразделениями мэрии и муниципальными службами приходят «варяги» и люди, далекие от представлений горожан об истинных профессионалах. Чунакова упрекают в невнятных отношениях с застройщиками, вялых темпах сдачи нового жилья, лоббировании интересов «своих» фирм, протекционизме при устройстве на муниципальную службу и в муниципальные учреждения, провалах в экономике города, порождающих сокращения, тотальной цензуре учрежденной мэрией прессы.
Некоторые источники предполагают, что критика в независимых СМИ существенно повлияла на личный рейтинг А. И. Чунакова, в результате чего сузился круг предложений о новых назначениях для нашего мэра. Малоинтересные варианты с «третьими ролями» им, по некоторым данным, не принимались в ожидании более престижных. А между тем наступило «время Ч» — запрет на всякие «передвижения» руководителей до проведения выборов в Госдуму. После них, утверждают наши источники, Чунаков, скорее всего, примет «неброскую» должность в Волгограде. Но назначить следующие выборы избирком уже сможет не раньше мартовского единого дня голосования.
Главной причиной «бесславного» конца второго выборного срока Чунакова аналитики считают видимую «коммерциализированность» его курса. Дети мэра и другие родственники быстро нажили в общей сложности солидный «пакет» предприятий, доставшийся им по не всегда прозрачным, на взгляд обывателя, схемам. Некоторые из этих схем повергали горожан в шок. Например, когда дочь мэра «меняла» филиалы банков, которые возглавляла в Камышине, за ней без стеснения «отправляли», как «приданое», бюджетников, невзирая на массу неудобств и жалоб со стороны этих рядовых получателей зарплаты в кредитных учреждениях.
Подпортило репутацию мэра его абсолютное неумение работать с оппозицией. Говорят, некоторые трезвые пиарщики Александра Ивановича объясняли ему тупиковость лозунга «с врагами, как с врагами!». Но природная, видимо, упертость главы не давала ему понять, насколько дипломатичность и «разнополюсность» в политике выгоднее, чем примитивная прямолинейность. В результате несовместимые «враги» совместились и стали «дружить» против Чунакова. И у того уже не хватало сил выигрывать на нескольких политических фронтах, которые он сам открыл по недальновидности.
Мешало Чунакову и фактическое отсутствие опыта реализации крупных экономических проектов, постоянная боязнь ярких личностей в окружении, частая нервозность при публичном общении. Многие помнят, как он принародно и абсолютно немотивированно срывался то на депутатов, избранных от партий, то на представителей прессы, не спросившихся разрешения войти на открытое мероприятие, то на мелких чиновников, которых вдруг начинал подозревать в недостаточной личной преданности. В журналистских кругах Александр Иванович обычно бывал неинтересен, скован страхом любой полемики и неумением передать главный смысл своих высоких встреч. На протяжении всего срока работы на выборной должности Чунаков щедро платил заезжим пиарщикам, постоянно стараясь «прикупить» себе нужный имидж эрудированного и свободного в решениях руководителя. Но эти мечты так и остались несбыточными.
Тем не менее народ привык к образу «корявого в выражениях хозяйственника», а кто-то даже искренне полюбил его. Вспомним выборы А. И. Чунакова на второй срок. При всей их фактической безальтернативности, угадываемом сговоре претендентов, безудержном использовании административного ресурса все-таки нельзя сбрасывать со счетов и огромную массу проголосовавших «сердцем» камышан. «В городе вон сколько цветов стало!» — говорили бабушки на скамейках и не мыслили ни о каком другом «начальнике Камышина», кроме Чунакова.
Этот «иммунитет» пенсионеров на политические «изыски» обязательно будет использовать нынешняя административная команда на предстоящих мартовских выборах. Сейчас, в принципе«, не важно, кого назначат «клоном Чунакова» — первого его заместителя, верного сподвижника Станислава Зинченко или кого-то другого. Важно, что избирателю обязательно «протянут» претендента с «доброй улыбкой», «симпатичного на лицо», «спотыкающегося на сложных фразах» — простого, в дешевой рубашке на время агитационных встреч, своего!
Вот от количества готовых «запасть» на такую «подсадную утку» я бы и отталкивалась в анализе главной интриги выборов. Если победят настроения «не надо нам, чтобы сильно умный!» — значит, к «финишу» первым придет сегодняшний «Белый дом». Если же обозначится значительная часть тех камышан, кто насытился за минувшие восемь лет «подсказками сердца», и они «мобилизуют голову», прикинут, скольких возможностей только по вхождению в федеральные программы лишаются малые города из-за «среднего» интеллекта своих первых лиц, — возможно иное развитие ситуации.
Какое?
Избиратель поставит на серьезного и не такого коммерчески ненасытного соискателя главной должности города, как выборщикам приходилось видеть до сих пор.
Кто это может быть?
Пока претендентов на «поверхности» не так уж много. Во-первых, это представитель «корпорации Малыгина» — он сам или иной полпред наиболее самостоятельной в политических решениях, сильной промышленно-финансовой группы Камышина, в последнее время демонстрирующей усталость от «обрывочных» решений нынешней администрации города. На недавней пресс-конференции в связи со сдачей жилого еврокомплекса на третьем городке Николай Малыгин «презентовал» журналистам фигуру директора строительного предприятия «Престиж — АМ» Сергея Егоренкова. А сам «виновник торжества» — профессиональный строитель и в недалеком прошлом глава Красноармейского района Саратовской области — поддержал интригу своего появления в Камышине фразой «Кто вам сказал, что я больше не буду заниматься политикой?». На городских форумах тут же пошло обсуждение: мол, так вот кого может выдвинуть на выборах главы города одна их местных элит! Негатива в адрес Сергея Егоренкова в комментариях практически не прозвучало.
На фоне событий и заявлений последних двух месяцев с большой долей вероятности можно прогнозировать появление в списке кандидатов в мэры Камышина Владимира Константинова. Пострадав от волюнтаристского и политически истеричного решения Камышинской думы, Константинов, безусловно, прибавил к своим очкам «вменяемого» руководителя, профессионала еще и очки оппозиционера, необдуманно «подаренные» ему в результате не понятного до конца «всплеска» эмоций в «Белом доме». А стремительное назначение Константинова после изгнания на вторую должность одного из ведущих комитетов Администрации Волгоградской области закрепило его репутацию как уважаемого и востребованного «тяжеловеса». Сам он, давая блиц-интервью сразу после нового назначения, красноречиво подчеркнул: «Я с камышанами не попрощался, а всего лишь сказал им «до свидания!»
Пока не «снята» с повестки дня кандидатура генерального директора «Камышинского ХБК» Игоря Скрипкина — и как партийного функционера («Единая Россия»), и как руководителя крупного промышленного предприятия, и как «своего человека» в коридорах сегодняшней администрации. И хотя уже произошла утечка информации, будто после скорого ухода с ХБК Скрипкина ждет «приятное» место в одной из федеральных политических структур области, Камышину «крест» на нем ставить рано. Правда, насколько совпадает «портрет» Игоря Викторовича с предвыборными ожиданиями камышан, сказать непросто. С одной стороны, Скрипкин высококлассный юрист, худо-бедно удержал на плаву ХБК, убедительно говорит, опытный полемист. С другой — не камышанин, открыто демонстрирует приверженность к дорогим квартирам, автомобилям, костюмам; по неофициальным данным — имеет бизнес «от Москвы до Камышина».
С хорошими шансами от партии — оппозиционера «единороссов» идет к выборной гонке камышинский лидер «Справедливой России», бизнесмен Александр Хаценко. За последнее время он вырос как депутат и общественный деятель. На заседаниях думы регулярно позволяет себе открытые поединки с чиновниками администрации города и мэром, выглядит в них уверенно. Его вопросы типа «почему администрацией не выполнены десять судебных решений о предоставлении квартир детям-сиротам?» или «почему не объявлены открытые конкурсы среди СМИ на публикацию официальных материалов мэрии?» загоняют чиновников в тупик. От Хаценко даже почти отвязались на форумах ангажированные комментаторы с дешевым компроматом, поскольку главный камышинский «справоросс» от «наскоков» больше приобретает, чем теряет. Поклонники Александра Николаевича любят его и просто за то, что на местном политическом пространстве он — «рыцарь», антипод всего номенклатурного.
Впрочем, пальма первенства в информационной «битве» с администрацией города и почетное звание главного городского «Правдоруба» по-прежнему по праву принадлежат другому известному бизнесмену Анатолию Ярмоловичу, тоже, разумеется, не лишенному выборных амбиций.
«Обречен» на участие в мэрской гонке главный коммунист Камышина Александр Волков. Но стойкие слухи о его личной давней дружбе с Александром Чунаковым постоянно мешают Волкову быть воспринятым в качестве самостоятельной политической фигуры, не «оплодотворенной» для выборных схваток искусственно.
Есть достаточно оснований «внести» в число возможных претендентов на кресло мэра и бизнесмена Александра Норова, политическое честолюбие которого до сих пор облекалось в гибкую формулу «свой среди своих», «свой среди чужих». Хотя раньше времени он предусмотрительно «не вылезает из окопа», в публичной политике Норов не такой уж «теневик». Пиаром кредитно-потребительского кооператива «Честь» и лично Норова заполонены почти все местные СМИ. Правда, откровенный недостаток качества этой рекламы не компенсируется ее количеством. Слишком много в пиар-статьях немотивированных восторгов вокруг персоны «великого экономиста» Александра Владимировича, всего лишь удачно собравшего «паи» с доверчивого населения. Похоже, свой антирейтинг из-за непрофессионального пиар-продукта Норов скоро и сам захочет подсчитать. Ведь постоянно «давить на педаль», называемую «заботой о народе», в публикациях о человеке, который ничего не производит, а только «играет на процентах», по меньшей мере, наивно. Если участие в выборах мэра и впрямь станет окончательным решением А. В. Норова, то ему предстоит абсолютно новый заказ разработки своего образа.
«В резерве» у команды Александра Чунакова наверняка держатся кандидатуры весьма состоятельных и лояльных нынешнему кабинету людей — бизнесмена Дмитрия Крикунова и вице-спикера Камышинской городской думы Сергея Шацкова. Хотя они имеют солидный послужной список работы на руководящих должностях, оба зарекомендовали себя как люди, в общем, непубличные (а у Сергея Александровича, насколько мне известно, даже нет высшего образования). Впрочем, как говорят современные политтехнологи, не бывает нераскручиваемых фигур — бывает мало денег для их раскрутки.
Определенные круги время от времени подбрасывают в СМИ слухи и о таких «экзотических» участниках предстоящих выборов, как бывший начальник УВД Камышина, а теперь заместитель руководителя комитета по казачеству Администрации Волгоградской области Анатолий Тапилин. Или якобы успевающий уйти в отставку до выборов нынешний прокурор Камышина Юрий Власов. Или «вырвавший» кресло спикера экс-директор «Камышинпищепрома» Иван Иванов. Но все это, думается, не больше, чем чьи-то политические фантазии.
... Поскольку сейчас в России действует высочайшее распоряжение не занимать умы граждан ничем, кроме любви к «Единой России» и выборов в Госдуму, наши претенденты выжидают время и «пойдут в бой» немного позже. Каждому из них он предстоит нелегким. Ведь по-настоящему харизматичной, весомой, безоговорочно популярной в народе личности среди них пока нет...
Ирина МАСЛОВА.
P.S. Когда эти заметки готовились увидеть свет, А. И. Чунаков заявил на одном из аппаратных совещаний, что пойдет на третий выборный срок. Обозреватели прикидывают, сколько в этом заявлении правды. С одной стороны — Александр Иванович может таким образом «страховаться» от ситуации, при которой никакого более-менее приличного нового «портфеля» ему до весны так и не предложат. С другой — столь заблаговременное заявление о третьем сроке может быть и легендой во исполнение приказа губернатора личным примером «затвердить» политическую обстановку на местах перед декабрем. Сам Анатолий Григорьевич Бровко на недавнем совещании с «муниципалами» устами своего зама тоже активно опровергал слухи о собственной возможной отставке после выборов в Госдуму.
Заявление Чунакова о третьем сроке пока имеет фон сильной нервозности. Однажды на общей планерке мэр вдруг озадачил присутствующих отнюдь не юмористическим вопросом: «Вы знаете, кто сейчас главный враг?». Ответа даже мысленно не угадал никто. Потому что «врагом» взвинченный мэр назвал мало кому известного, «третьестепенного» чиновника Мангушева из комитета ЖКХ. Какие угрозы Чунакову исходят от этого Мангушева — остается загадкой. Но неизвестные подожгли Мангушеву автомобиль.
Обстановку подозрительности и стресса в администрации генерируют публичные выпады мэра типа «кто не в моем штабе — сию минуту заявления об увольнении на стол!». Перепуганные подчиненные, говорят, даже не понимают, о каком штабе речь. Создавать предвыборный вроде рано, а если речь о «штабе влюбленных в Александра Ивановича» — так это же «кружок по интересам», туда априори всем не войти.
Признаком психологического напряжения А. И. Чунакова можно считать и его боязнь сделать какие-либо движения в присутствии журналистов. Обрекая себя на очередной неизбежный скандал на форумах, он бесцеремонно «выталкивает» газетчиков из зала, в котором собрались митингующие текстильщики, чтобы заместить живые репортажи туманными релизами «бойцов пера» из своей пресс-службы.
Все перечисленное — разумеется, не самый хороший пролог к будущему политическому спектаклю, но понаблюдаем за событиями...