В этом музее оживает история. Фамилии перестают быть строкой из списка, а за страшной статистикой являются личности…

Имена, судьбы…

«Кумухов Мамед Сум. 1908 г. р. АССР г. Баку сельский совет Кахский. с. Сор-Баш.157 ОИ ПТР. Красноармеец Наводчик». Записка из солдатского медальона. Найден 23 августа 2009 года.

«Деревнин Степан Тимофеевич. Родился в 1924 году. Молотовская область Чернушкинский район деревня Стачино. Призван 2 сентября 1942 года Чернушкинским РВК. Последнее место службы 152 укрепленный район 391 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон младший сержант. Убит 21 октября 1944 года. Установлено точное место захоронения и номер могилы»

― Двери нашего музея всегда открыты для школьников, ― рассказывает руководитель военно-патриотического клуба «Сталинград» из Камышина Андрей Бурняшев, ― Педагоги школ здесь проводят классные часы, экскурсии. По большому счету, здесь не просто хранятся экспонаты времен Великой отечественной войны, здесь закладывается характер, патриотизм мальчишек и девчонок. Ценность музея не только в уникальности экспонатов, но и в их доступности. Можно ли представить, чтобы в музее- панораме «Сталинградская битва» школьник мог свободно взять в руки самый редчайший экспонат, оружие защитников города, солдат вермахта?»

Андрей Юрьевич может рассказывать об экспонатах музея бесконечно. По сути, это его детище, воплощение его видения четыре страшных лет истории. Иногда так бывает, что нужный человек оказывается в нужном месте, в нужное время. Кто лучше, чем он окончивший Барнаульское высшее военное училище летчиков, выполнявший боевые задачи в Афганистане, знающий серьезность ответственности за судьбы солдат в Туркестанском, Северокавказском военных округах, может выбрать, донести самое необходимое понятное для подростков. Добавьте диплом об окончании Академии имени Юрия Гагарина, опыт научной работы в НИИ авиации и космонавтики, то, что его отец ушел в запас в звании полковника, а два деда, Матвей Петрович Бурняшев и Дмитрий Михайлович Васильев, защищали СССР от фашистов первый служил ст. лейтенантом в 10 стрелковой дивизии НКВД, второй имел звание капитан, командовал артдивизионом, погиб в Прибалтике, и вы начнете понимать какой человек стоит во главе клуба «Сталинград» поискового отряда «Багратион».

Оценка работы

― Как Вы оцениваете свою работу? ― поинтересовались мы у создателя музея.   «Наш музей из некогда уголка памяти, находившегося в старом помещении стараниями ребят поисковиков превращен в настоящий исторический военный музей,― рассказал Андрей Бурняшев. ― Основу составляют материалы, документы, предметы, найденные во время поисковых вахт. Плюс подарки, воспоминания непосредственно участников боев, современников военного времени. Все скомпоновано так, что переходя от витрины к витрине во время экскурсий школьник, взрослый человек получит конкретные, осязаемые знания о подготовке к войне с Германией, начале, основных этапах войны.

Две витрины расскажут о боях за наш Сталинград, далее произойдет знакомство с тем, какую роль играл Камышин во время войны, как ведется поисковая работа бойцами отряда. И, наконец, каждый может на минуту перенестись в то далекое время, зайдя в бревенчатую землянку, потрогать настоящие вещи, которые носили военные, встать за пулемет «Максим»…

Письма, листовки, оружие, фурнитура ― все настоящее! А ведь у нас ценнейшего материала есть еще на два зала. Делимся со школами, помогаем создавать уголки памяти. Но вся работа, весь колоссальный труд может однажды просто напросто исчезнуть! Дело все в том, что наш музей имеет статус школьного. А это значит, что в любой момент он может быть закрыт, редчайшие экспонаты исчезнут в частных коллекциях, появятся в лучшем случае на черном рынке, а в худшем ― на помойке. Есть немало лиц, которые хотели бы в угоду амбициям, политики, своей недалекости присвоить себе заслуги по созданию музея при клубе «Сталинград». Встать, так сказать, у руля. Как только это произойдет, через несколько месяцев «Сталинграда» не будет… Немцы разрушили город Сталинград, наши разрушат клуб «Сталинград».

Я просто не вижу такого, как я простака, который бы деньги за проданный дом стал вкладывать, в покупку картин, изготовление витрин. То, что выделяют городские власти помимо зарплаты, оплаты здания, канцелярских расходов на вахты, не хватает катастрофически! Смешно представить, но мы финансируемся как кружок «Основы военного дела». Но ведь кто-то же должен это делать, черт возьми!

Тысячи погибших ждут своего часа, достойного погребения. Не лепешки коров, не бомжи, не место для выгула собак должны находиться над останками, а памятники. А ведь такое захоронение, умерших в камышинских госпиталях, есть в нашем городе! За семь лет выездов на вахты, оформления музея, мой долг вырос до 300 тысяч рублей. Спасибо спонсорам из компании «Деловой центр» Николаю Малыгину, Олегу Жирносеку, Анатолию Хоботову. Без их помощи в составе поисковых вахт нами бы не были подняты останки более 800 бойцов, не восстановлены имена 70 человек! Эх, Камышин, Камышин! Эх, Россия, Россия!»

Остановись, подумай!

На стене у выхода из залов музея клуба «Сталинград» крупными буквами от пола до потолка написаны строки из речи директора ЦРУ, сказанные им в 1945 году, о том, как будет разрушаться Советский Союз, как будет продолжать уничтожаться «самый непокорный народ» в послевоенное время.

Неужели это действительно происходит? Полковник запаса, награжденный Орденом «За службу Родине ВС СССР» и 28 медалями, руководитель клуба «Сталинград», поискового отряда «Багратион» Андрей Бурняшев считает, что это так… Ну, и что, читатель, твое сердечко заволновалось или тебе все равно, что будет с нашей памятью, учебниками, детьми?