Камышинское реальное училище... Казалось бы, обычное провинциальное учебное заведение. Однако выпускники местной «реалки» поступали в Харьковский технологический институт и даже в германский «город наук» - Дармштад.
Откуда же вышла целая плеяда выпускников камышинской «реалки», которая прославила наш город? В конце XIX века в России разразился целый бум открытия новых учебных заведений – реальных училищ. Утвержденный в 1872 году Устав реальных училищ объявлял целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к применению технических познаний, имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности...».
Вслед за открытием подобных учебных заведений в Санкт-Петербурге, Москве и Саратове камышинская общественность тоже взялась за дело:4 сентября 1873 года с инициативой и обоснованием проекта открытия нового учебного заведения в городской Думе выступил городской голова, купец В. П. Портнов, а в уездной земской управе – ее председатель П. Е. Ляук. Однако лишь в 1877 году Государственный Совет решил учредить в Камышине шестиклассное реальное училище с основным отделением в двух высших классах.
Преподавание в «реалке» велось на довольно высоком уровне. Кроме гуманитарных и математических дисциплин, реалисты овладевали немецким и французским языками, приобретали навыки рисования и черчения, учили русский язык и литературу; пробовали себя в сочинительстве. Все воспитанники находились под неусыпным контролем преподавателей. Классные наставники часто посещали семьи своих учеников и вели специальные дневники, а в конце каждой четверти представляли педагогическому совету отчеты о поведении своих подопечных. Например: «…Богомолов пытался курить в квартире, но был своевременно замечен... Лебедев не был на богослужении без уважительной причины... Рогожин подрался с товарищем».
Выпускник «реалки» ученый-химик профессор Август Горст (1889-1981) вспоминал ро преподавателях: «...дал мне хорошие знания по математике...» (Юратов), «когда рассказывал об исторических событиях, весь класс замирал» (Иванов), «выписывал английскую газету «Times» (Бурцев). «Названные педагоги, - писал Август Горст, - составляли основной костяк Камышинского реального училища, обеспечивая ему хорошую славу...»
На каждого ученика был заведен так называемый «кондуит», куда заносились все сведения о нем. Вот такой документ ученика 2 класса Якова Гидеона:«Сын поселянина-собственника. Родился 10 сентября 1893 года в Усть-Залихе Камышинского уезда. Вероисповедания лютеранского. Поступил в реальное училище в октябре 1910 года. Воспитывается на средства родителей и живет у родителей. Поведение: 18 марта разговаривал во время урока немецкого языка».
Как и ученики всех эпох, камышинские реалисты выполняли контрольные работы, о результате которых составлялись подробные отчеты. Заглянем в такой отчет, написанный по итогам контрольных работ по тригонометрии в 1914 году: «…Испытанию подверглись 22 ученика. На испытаниях была предложена тема: определить площадь… Предложенная задача принадлежит к числу нетрудных и требует знания отделов: решения тригонометрических уравнений и решения косоугольных треугольников. Из 22 учеников исполнили удовлетворительно и выше чем удовлетворительно – 16 учеников». Ученики, неудовлетворительно сдавшие экзамены, либо проходили переэкзаменовку, либо оставались на второй год. Сведения об этом также заносились в кондуитные списки учащихся. Успешно закончившие полный курс реального училища, получали аттестаты и допускались к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
У реалистов была своя форма. Она была схожа по покрою с гимназической, а фуражки были черные с желто-оранжевым кантом. Золотого цвета эмблема на околыше имела монограмму «КРУ»- Камышинское реальное училище. Пуговицы на черной шинели – золотистые, петлицы черные с желто- оранжевым кантом. Гимнастерка и брюки были черными.
Выпускниками местной «реалки» стали профессор Горст, авиатор-кавалер ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 Корженко, агроном, профессор Шульмейстер и другие.