Татьяна Хомутовская родилась в Камышине. Окончила отделение художественной керамики Одесского художественного училища им. Грекова. Работала художником на ряде фарфоровых заводов СССР. Участвовала в городских, республиканских, зональных, союзных и зарубежных выставках. Лауреат конкурса на приз газеты «Известия», награждена серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. Лауреат конкурса «Камышинские звезды ХХ века». Член Союза художников СССР.
Кроме керамики занимается масляной живописью, пастелью. Входила в число художников, которые представляли наш регион на Днях культуры нашей области в Москве в 2001-ом году. Представила свои работы в резиденции посла Испании в рамках международной программы «Культура без границ».
Татьяна — один из самых известных и признанных художников в Камышине. Увековечила свое имя в городе и тем, что вместе с сыном Константином, тоже художником, оформила в керамике интерьер ЗАГСа. Многие ее работы приобретены Камышинской картинной галереей и частными коллекциями.
А сегодня она готовит абсолютно необычную православную выставку. Главной ее героиней предстанет Богородица. Работы объединят извечные темы — Любовь, Милосердие, Жертвенность.
И душа с душою говорит…
— Практически живу в мастерской, — признается Татьяна, приглашая в свои рабочие апартаменты. — Выставку планирую представить на суд зрителей уже осенью.
Все секреты предстоящего показала Татьяна не раскрывает, но в мастерской уже довелось увидеть абсолютно необычные (!) лики Богоматери, выполненные в керамике — специальными эмалями по специальной собственной технологии на керамических плитках. Они проходят обжиг в печи и становятся в буквальном смысле вечными.
— Больно бывает прощаться со своими произведениями?
— Вне сомнений! Но с другой стороны художник работает и для того, чтобы его работы уходили «в люди» — находили своего ценителя, радовали, трогали душу, доставляли наслаждение. Художник ведь живет не только творчеством, как процессом, но и продажей своих работ.
— А есть работы, с которыми так и не смогла расстаться?
— Да, есть…
Вглядываюсь в картины, развешенные в мастерской. Осматриваю керамику. О художнике лучше всего способны рассказать его произведения. Судя по работам, у Татьяны, несмотря на сильный волевой характер, — абсолютно трепетное отношение к окружающему миру. Все ее образы полны нежности и теплоты. Вместе с тем это обязательно — и внутреннее напряжение и глубокая психологическая проникновенность в созданный образ.
Три символичные фигуры на картине «Состояние души», устремлённые ввысь. Глядя на них, вдруг и тебе хочется приподняться вверх — от серости бытия, обрести крылья, взлететь и парить подобно белой птице в небе. Полотно символизируют собой призыв к свободе, независимости и чистоте помыслов.
Не могу оторвать взгляда и от полотна «Предчувствие». Казалось бы, такой же незамысловатый символический сюжет: две дороги в степи с непросохшими еще лужами от прошедшей недавно грозы сливаются в одну — и уходят снова в грозовые тучи. И вдруг в душе рождается тревога: ни свернуть с этой дороги невозможно, ни укрыться негде от предстоящей неизвестности — беды. Но надо идти вперед и принять все, что пошлёт судьба. Узнала: эта картина глубоко драматична — написана в дни тяжелой утраты.
Впрочем, абсолютно каждая работа Татьяны — это запечатленное на холсте состояние ее души. Души чуткой, ранимой — «оголенной», не имеющей никакого защитного «панциря»…
А для ее керамики характерна удивительная пластика. Соединив в себе современное искусство с древними традициями художников-керамистов, она нашла и сохраняет свой собственный уникальный стиль. Ее кредо – лаконичность формы, изящество и одухотворенность.
Проснуться на рассвете знаменитым…
— Легко ли провинциальному художнику «выбиться в люди» и обрести известность?
— Сегодня художнику из провинции заявить о себе очень трудно. Все стал решать не столько талант, сколько его величество случай. Во все века многие таланты спасало меценатство, коллекционеры. А сегодня, чтобы художника заметили, надо, чтобы его «продвигали» и поддерживали. Но с провинциальными художниками в наши дни практически не работает никто. Так что нам остается лишь жить надеждами и думать о выживании. Да, стараюсь время от времени сотрудничать с галереями и художественными салонами в Москве и Волгограде. Но не везде берут работы провинциалов, предпочтение отдается столичным художникам. Да что галереи, моя головная боль — вместительная печь, оснастка, хороший гончарный круг. Но и о них я могу сегодня лишь мечтать. Если бы не помощь города, я бы даже не смогла содержать свою мастерскую. Спасибо мэрии за понимание.
Увы, сегодня в России искусство принижено непониманием его значимости. Работы художников практически сравниваются по цене с репродукциями. А основная масса поклонников искусства живописи и керамики не платежеспособны, большинство же тех, кто с деньгами, — или не понимают его или вообще к нему равнодушны.
— В твоей мастерской звучит классическая музыка? Помогает творчеству?
— Да, хорошая классическая музыка восстанавливает жизненные силы, пробуждает чувства и вдохновение. Избегаю пустого времяпровождения — оно расхолаживает, даже отдых люблю осмысленный. А еще моя слабость — смотреть вдаль, на небо, облака. Люблю работать, особенно когда получается. И это состояние компенсирует негатив бытия. Творчество для меня остается самым главным из наслаждений.
— Состояние вдохновения можешь описать?
— Вдохновение — это тайна. Но оно приходит, если истово трудиться. Это неописуемое чувство! Твои мысли, руки — все в немыслимом потоке. Все вершиться на одном дыхании, пока ты не выплеснешь весь этот благодатный поток своей энергии в свое произведение.
— Обижает непонимание зрителя?
— Каждый человек воспринимает произведение по-своему. И он имеет на это право. Художник не должен подстраиваться под чей-то вкус. Иначе это — не художник, а конъюнктурщик. Я тоже всегда иду своей дорогой — по велению сердца. Я делаю то, что хочет моя душа. И когда это «подхватывается» другой душой, для художника это — большое счастье.
Мне нравится, когда люди додумывают и пытаются понять сами. Но всегда готова раскрыть свою задумку в содержании сюжета картины, где есть символика. Главное для меня глубина замысла, техника передачи.
Искусство не терпит фальши...
— А что думаешь по поводу появления массы всевозможных творческих союзов и объединений художников, о современных, бывает абсолютно нелепых, направлениях, стилях, техниках, которые сегодня рождаются по принципу, кто во что горазд?
— Искусство — это зеркало жизни. И что на «зеркало» пенять, если такова жизнь? Масса всевозможных объединений — тоже веяние наших дней. Заплати взносы — получи удостоверение! Плати — и сплошные статусы, грамоты и ордена посыплются как из рога изобилия, засоряя мозги тем, кто не осведомлен о природе этих «липовых» заслуг. Втягиваются в такие объединения, как правило, с десяток одаренных, но безвольных художников, чтобы, растворяясь среди них, пользуясь и прикрываясь их творчеством, их именами, создавать значимость таким объединениям, поднимая их статус.
А настоящее искусство не терпит фальши. Чем больше художник, тем больше в нем скромности, тем больше его мучают сомнения. Полная уверенность восхищаться собой, как правило, дается менее талантливым в качестве утешительного приза. Настоящий творец требователен и самокритичен к своим работам, не в пример рвущейся к славе посредственности, ему надо творить — некогда вертеться в этой камарилье…
Союз художников СССР был избирателен. Чтобы попасть в него, надо было пройти со своими работами не один худсовет, подготовить не одну выставку, предоставить массу работ, документов. В коллекции нашей Камышинской галереи есть произведения из фонда СХ СССР. Достаточно взглянуть на многие из них — и они много скажут о настоящем профессионализме! А вот Союз художников РФ, похоже, ослаб, нет уже ни той силы, ни значимости.
А еще сегодня и в самой нашей профессии немало просто случайных людей. Дизайнеров, художников принимают на учебу без экзаменов и строгого отбора — главное заплатить за учебу. В общем, — вакханалия. Как и во многих направлениях нашей жизни…
— О чем болит душа? О чем мечтаешь?
— Страдаю том, что живем мы, порой как временщики в своей стране, в своем городе, доме, подъезде. О будущем никто не думает. В людях стало много безразличия, лени и хамства. Главное желание не жить достойно, а нажиться, а для кого-то и вовсе — хотя бы просто выжить…
Мечтаю, чтобы была одержимость в творчестве, счастье созидания. Для этого должна быть почва под ногами. Хотя бы материальная стабильность, которой в нашей профессии практически не бывает. На меценатство не рассчитываю, это фортуна для немногих художников, удел остальных — надеяться, хотя бы не потерять себя. Так в принципе мы и сгораем в творческой самоотдаче и жизненных ситуациях.
О красивом, чистом городе мечтаю. С продуманной архитектурной застройкой. Чтобы в нем было свободно дышать, достойно жить и приятно проводить время. Как хочется видеть свой Камышин зеленым, красивым, цветущим, тенистым, уютным.
Душа болит за старый город, который еще не отреставрирован до конца. А ведь он, как ничто другое, прежде всего, дает те положительные эмоции, связи с историческим прошлым и должен быть «изюминкой» нашего Камышина, вылизан и ухожен.
А еще, как и каждому человеку, мне важна гармония во всем, счастье в семье, надежность друзей, без чего не бывает полноценной жизни...