Из досье

Татьяна Хомутовская родилась в Камышине. Окончила отделение художественной керамики Одесского художественного училища им. Грекова. Работала художником на ряде фарфоровых заводов СССР. Участвовала в городских, республиканских, зональных, союзных и зарубежных выставках. Лауреат конкурса на приз газеты «Известия», награждена серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. Лауреат конкурса «Камышинские звезды ХХ века». Член Союза художников СССР.

Кроме керамики занимается масляной живописью, пастелью. Входила в число художников, которые представляли наш регион на Днях культуры нашей области в Москве в 2001-ом году. Представила свои работы в резиденции посла Испании в рамках международной программы «Культура без границ».

Татьяна один из самых известных и признанных художников в Камышине. Увековечила свое имя в городе и тем, что вместе с сыном Константином, тоже художником, оформила в керамике интерьер ЗАГСа. Многие ее работы приобретены Камышинской картинной галереей и частными коллекциями.

А сегодня она готовит абсолютно необычную православную выставку. Главной ее героиней предстанет Богородица. Работы объединят извечные темы Любовь, Милосердие, Жертвенность.

И душа с душою говорит…

Практически живу в мастерской, признается Татьяна, приглашая в свои рабочие апартаменты. Выставку планирую представить на суд зрителей уже осенью.

Все секреты предстоящего показала Татьяна не раскрывает, но в мастерской уже довелось увидеть абсолютно необычные (!) лики Богоматери, выполненные в керамике специальными эмалями по специальной собственной технологии на керамических плитках. Они проходят обжиг в печи и становятся в буквальном смысле вечными.

Больно бывает прощаться со своими произведениями?

Вне сомнений! Но с другой стороны художник работает и для того, чтобы его работы уходили «в люди» находили своего ценителя, радовали, трогали душу, доставляли наслаждение. Художник ведь живет не только творчеством, как процессом, но и продажей своих работ.

А есть работы, с которыми так и не смогла расстаться?

Да, есть…

Вглядываюсь в картины, развешенные в мастерской. Осматриваю керамику. О художнике лучше всего способны рассказать его произведения. Судя по работам, у Татьяны, несмотря на сильный волевой характер, абсолютно трепетное отношение к окружающему миру. Все ее образы полны нежности и теплоты. Вместе с тем это обязательно и внутреннее напряжение и глубокая психологическая проникновенность в созданный образ.

Три символичные фигуры на картине «Состояние души», устремлённые ввысь. Глядя на них, вдруг и тебе хочется приподняться вверх от серости бытия, обрести крылья, взлететь и парить подобно белой птице в небе. Полотно символизируют собой призыв к свободе, независимости и чистоте помыслов.


Т.Не могу оторвать взгляда и от полотна «Предчувствие». Казалось бы, такой же незамысловатый символический сюжет: две дороги в степи с непросохшими еще лужами от прошедшей недавно грозы сливаются в одну
и уходят снова в грозовые тучи. И вдруг в душе рождается тревога: ни свернуть с этой дороги невозможно, ни укрыться негде от предстоящей неизвестности беды. Но надо идти вперед и принять все, что пошлёт судьба. Узнала: эта картина глубоко драматична написана в дни тяжелой утраты.

Впрочем, абсолютно каждая работа Татьяны это запечатленное на холсте состояние ее души. Души чуткой, ранимой «оголенной», не имеющей никакого защитного «панциря»…

А для ее керамики характерна удивительная пластика. Соединив в себе современное искусство с древними традициями художников-керамистов, она нашла и сохраняет свой собственный уникальный стиль. Ее кредо – лаконичность формы, изящество и одухотворенность.

Проснуться на рассвете знаменитым…

Легко ли провинциальному художнику «выбиться в люди» и обрести известность?

Сегодня художнику из провинции заявить о себе очень трудно. Все стал решать не столько талант, сколько его величество случай. Во все века многие таланты спасало меценатство, коллекционеры. А сегодня, чтобы художника заметили, надо, чтобы его «продвигали» и поддерживали. Но с провинциальными художниками в наши дни практически не работает никто. Так что нам остается лишь жить надеждами и думать о выживании. Да, стараюсь время от времени сотрудничать с галереями и художественными салонами в Москве и Волгограде. Но не везде берут работы провинциалов, предпочтение отдается столичным художникам. Да что галереи, моя головная боль вместительная печь, оснастка, хороший гончарный круг. Но и о них я могу сегодня лишь мечтать. Если бы не помощь города, я бы даже не смогла содержать свою мастерскую. Спасибо мэрии за понимание.

Увы, сегодня в России искусство принижено непониманием его значимости. Работы художников практически сравниваются по цене с репродукциями. А основная масса поклонников искусства живописи и керамики не платежеспособны, большинство же тех, кто с деньгами, или не понимают его или вообще к нему равнодушны.

В твоей мастерской звучит классическая музыка? Помогает творчеству?

Да, хорошая классическая музыка восстанавливает жизненные силы, пробуждает чувства и вдохновение. Избегаю пустого времяпровождения оно расхолаживает, даже отдых люблю осмысленный. А еще моя слабость смотреть вдаль, на небо, облака. Люблю работать, особенно когда получается. И это состояние компенсирует негатив бытия. Творчество для меня остается самым главным из наслаждений.

Состояние вдохновения можешь описать?

Вдохновение это тайна. Но оно приходит, если истово трудиться. Это неописуемое чувство! Твои мысли, руки все в немыслимом потоке. Все вершиться на одном дыхании, пока ты не выплеснешь весь этот благодатный поток своей энергии в свое произведение.

Обижает непонимание зрителя?

Каждый человек воспринимает произведение по-своему. И он имеет на это право. Художник не должен подстраиваться под чей-то вкус. Иначе это не художник, а конъюнктурщик. Я тоже всегда иду своей дорогой по велению сердца. Я делаю то, что хочет моя душа. И когда это «подхватывается» другой душой, для художника это большое счастье.

Мне нравится, когда люди додумывают и пытаются понять сами. Но всегда готова раскрыть свою задумку в содержании сюжета картины, где есть символика. Главное для меня глубина замысла, техника передачи.

Искусство не терпит фальши...

А что думаешь по поводу появления массы всевозможных творческих союзов и объединений художников, о современных, бывает абсолютно нелепых, направлениях, стилях, техниках, которые сегодня рождаются по принципу, кто во что горазд?

Искусство это зеркало жизни. И что на «зеркало» пенять, если такова жизнь? Масса всевозможных объединений тоже веяние наших дней. Заплати взносы получи удостоверение! Плати и сплошные статусы, грамоты и ордена посыплются как из рога изобилия, засоряя мозги тем, кто не осведомлен о природе этих «липовых» заслуг. Втягиваются в такие объединения, как правило, с десяток одаренных, но безвольных художников, чтобы, растворяясь среди них, пользуясь и прикрываясь их творчеством, их именами, создавать значимость таким объединениям, поднимая их статус.

А настоящее искусство не терпит фальши. Чем больше художник, тем больше в нем скромности, тем больше его мучают сомнения. Полная уверенность восхищаться собой, как правило, дается менее талантливым в качестве утешительного приза. Настоящий творец требователен и самокритичен к своим работам, не в пример рвущейся к славе посредственности, ему надо творить некогда вертеться в этой камарилье…

Союз художников СССР был избирателен. Чтобы попасть в него, надо было пройти со своими работами не один худсовет, подготовить не одну выставку, предоставить массу работ, документов. В коллекции нашей Камышинской галереи есть произведения из фонда СХ СССР. Достаточно взглянуть на многие из них и они много скажут о настоящем профессионализме! А вот Союз художников РФ, похоже, ослаб, нет уже ни той силы, ни значимости.

А еще сегодня и в самой нашей профессии немало просто случайных людей. Дизайнеров, художников принимают на учебу без экзаменов и строгого отбора главное заплатить за учебу. В общем, вакханалия. Как и во многих направлениях нашей жизни…

О чем болит душа? О чем мечтаешь?

Страдаю том, что живем мы, порой как временщики в своей стране, в своем городе, доме, подъезде. О будущем никто не думает. В людях стало много безразличия, лени и хамства. Главное желание не жить достойно, а нажиться, а для кого-то и вовсе хотя бы просто выжить…

Мечтаю, чтобы была одержимость в творчестве, счастье созидания. Для этого должна быть почва под ногами. Хотя бы материальная стабильность, которой в нашей профессии практически не бывает. На меценатство не рассчитываю, это фортуна для немногих художников, удел остальных надеяться, хотя бы не потерять себя. Так в принципе мы и сгораем в творческой самоотдаче и жизненных ситуациях.

О красивом, чистом городе мечтаю. С продуманной архитектурной застройкой. Чтобы в нем было свободно дышать, достойно жить и приятно проводить время. Как хочется видеть свой Камышин зеленым, красивым, цветущим, тенистым, уютным.

Душа болит за старый город, который еще не отреставрирован до конца. А ведь он, как ничто другое, прежде всего, дает те положительные эмоции, связи с историческим прошлым и должен быть «изюминкой» нашего Камышина, вылизан и ухожен.

А еще, как и каждому человеку, мне важна гармония во всем, счастье в семье, надежность друзей, без чего не бывает полноценной жизни...