Инфокам

Рок в Камышине во времена СССР


1989 год. Концерт на набережной ВолгиТлетворное влияние Запада — рок-музыка — докатилась и до СССР, проникла в столицы. А следом рок-музыка начала завоевывать областные центры и небольшие города, вроде Камышина на Волге.

В Камышине всё началось в семидесятых-восьмидесятых годах, когда до нас дошли записи английской и американской рок-музыки, рассказывал автору эту строк Александр Митулинский, «папа» камышинского рока. Когда мы это услышали, это был шок! Естественно, захотелось попробовать. А для того, чтобы попробовать нужна была группа. У нас к тому времени уже был опыт исполнения попсы. Ведь большинство из нас тогда училось в музыкальном училище — я имею в виду тех людей, которые внесли весомую лепту в становление камышинской рок-культуры. Мы выступали, но коллектива, который бы смог исполнять рок, не было. Хотя уровень наших музыкантов, что хочется особо подчеркнуть, был высочайшим. В то время рок-музыка требовала огромной профессиональной подготовки. Сейчас наступил кризис этого жанра: всё упростилось, а тогда исполнение рока требовало, чтобы у исполнителя была как минимум классическая музыкальная подготовка.

А в семидесятые было так: во-первых, петь по-английски запрещалось. Это грозило очень серьезными неприятностями. И выход был один: на английскую музыку положить русский текст. Во-вторых, на сцене не должно было присутствовать никаких западных прибамбасов: длинных волос, вольностей в одежде, поведении и т. д. Так что приходилось втискиваться в эти рамки: русский текст и спокойствие как на сцене, так и в зале. Начинали же весь рок в Камышине два коллектива: «Глобус» в первоначальном составе под моим управлением и «Что делать?» под управлением Александра Асташкова.

Кто же они, основатели камышинского рока

Группа «Глобус» была создана в 1977 году. Получила свое название от одноименной песни отца-основателя Александра Митулинского. Первоначальный состав: руководитель, гитара, саксофон — А. Митулинский, ударные, вокал — Н. Горбачев; позже — А. Кошечкин; бас, вокал — В. Лукьянов; клавиши, флейта, вокал — Л. Митулинская. Объездили всю страну, участники и призеры многих фестивалей, работали со многими исполнителями всесоюзного уровня.

Коллектив «Что делать» возник, по воспоминаниям участников, в 1975 году под руководством В. Гончарова. Состав: Н. Гелюк — бас, А. Котов — гитара, С. Николаев — гитара, Н. Барканов — ударные, А. Попукалов — вокал. В 1977 году к «ЧД» присоединился А. Астрашков (клавиши). Участники многих фестивалей всероссийского уровня — например, Первого Всесоюзного фестиваля политической песни городов-героев в Симферополе.

Фестивали «Мелодии молодых»

Жители Камышина и района смотрели выступления любимых коллективов не только на открытых и закрытых площадках, но и на традиционном фестивале «Мелодии молодых».

Фестивали «Мелодии молодых» проводились раз в год где-то до 1986 года, вспоминает рок-музыкант Андрей Мирошниченко. Для города это было что-то! Фестиваль длился месяц по три дня в неделю — пятница, суббота и воскресенье. Сначала выступали школы, потом - ПТУ, следом — военные, заводы и фабрики, рестораны и т. д. Отметить можно такие сильные и всегда соперничающие друг с другом коллективы, как «Глобус» и «Что делать?» Из школ, как правило, на передовых позициях выступала школа № 4. Из ПТУ «пятнага». Музыкальное училище всегда шло вне конкурса, потому что он был самодеятельным. Из военных всегда выделялись либо Лебяжье, либо КВВСКУ. ХБК всегда имел сильный коллектив. Программа групп состояла, как правило, из 4-5 композиций, две из которых были обязательными. Это могли быть вещи из репертуара «Аракса», «Автографа» и других групп всесоюзного значения. Так задавался уровень.

Немного воспоминаний

Александр Митулинский: «Однажды на концерте мы сыграли классический двенадцатитактный блюз. Блюз — это очень сложная музыка. Это наука. А мы еще умудрились вложить в него русский текст! И когда мы всё это исполнили, публика прореагировала совершенно никак. Блюз вообще на русское ухо ложится плохо.. И как итог — неприятие, непонимание и абсолютная тишина в зале! Где сидело, конечно, компетентное жюри. Вызывали меня после этого и откровенно дали понять, что я — совершенно ничтожный человек и, если я продолжу исполнять подобную музыку, то закончу очень плохо. После этого мы долго не играли блюз».

Александр Астрашков: «В 1977 году фестиваль «Мелодии молодых» проводился в три тура. Первый — в Доме офицеров, второй — в ДК «Строитель», а третий — в ДК «Текстильщик». На первом туре я не был, а народ потом рассказывал: «Мужики, там коллектив со Стекольного выдал! Остальные и рядом не стояли!» Так я услышал о «Что делать?», или попросту «ЧД». А потом устроился работать в парк Текстильщиков на танцы. И они пришли в «коробку» отдохнуть. По народу сразу зашелестело: «Что делать?» пришли, это они...» Мы познакомились — все молодые, все музыканты, и ребята позвали меня на Стекольный в гости. Там и сошлись ближе. Позже, когда «ЧД» приехал с волгоградского фестиваля «Дружба-Freundschaft. СССР-ГДР», я был приглашен в коллектив».

Exit mobile version