Тлетворное влияние Запада — рок-музыка — докатилась и до СССР, проникла в столицы. А следом рок-музыка начала завоевывать областные центры и небольшие города, вроде Камышина на Волге.
— В Камышине всё началось в семидесятых-восьмидесятых годах, когда до нас дошли записи английской и американской рок-музыки, — рассказывал автору эту строк Александр Митулинский, «папа» камышинского рока. — Когда мы это услышали, это был шок! Естественно, захотелось попробовать. А для того, чтобы попробовать нужна была группа. У нас к тому времени уже был опыт исполнения попсы. Ведь большинство из нас тогда училось в музыкальном училище — я имею в виду тех людей, которые внесли весомую лепту в становление камышинской рок-культуры. Мы выступали, но коллектива, который бы смог исполнять рок, не было. Хотя уровень наших музыкантов, что хочется особо подчеркнуть, был высочайшим. В то время рок-музыка требовала огромной профессиональной подготовки. Сейчас наступил кризис этого жанра: всё упростилось, а тогда исполнение рока требовало, чтобы у исполнителя была как минимум классическая музыкальная подготовка.
А в семидесятые было так: во-первых, петь по-английски запрещалось. Это грозило очень серьезными неприятностями. И выход был один: на английскую музыку положить русский текст. Во-вторых, на сцене не должно было присутствовать никаких западных прибамбасов: длинных волос, вольностей в одежде, поведении и т. д. Так что приходилось втискиваться в эти рамки: русский текст и спокойствие как на сцене, так и в зале. Начинали же весь рок в Камышине два коллектива: «Глобус» в первоначальном составе под моим управлением и «Что делать?» под управлением Александра Асташкова.
Кто же они, основатели камышинского рока
Группа «Глобус» была создана в 1977 году. Получила свое название от одноименной песни отца-основателя Александра Митулинского. Первоначальный состав: руководитель, гитара, саксофон — А. Митулинский, ударные, вокал — Н. Горбачев; позже — А. Кошечкин; бас, вокал — В. Лукьянов; клавиши, флейта, вокал — Л. Митулинская. Объездили всю страну, участники и призеры многих фестивалей, работали со многими исполнителями всесоюзного уровня.
Коллектив «Что делать» возник, по воспоминаниям участников, в 1975 году под руководством В. Гончарова. Состав: Н. Гелюк — бас, А. Котов — гитара, С. Николаев — гитара, Н. Барканов — ударные, А. Попукалов — вокал. В 1977 году к «ЧД» присоединился А. Астрашков (клавиши). Участники многих фестивалей всероссийского уровня — например, Первого Всесоюзного фестиваля политической песни городов-героев в Симферополе.
Фестивали «Мелодии молодых»
Жители Камышина и района смотрели выступления любимых коллективов не только на открытых и закрытых площадках, но и на традиционном фестивале «Мелодии молодых».
— Фестивали «Мелодии молодых» проводились раз в год где-то до 1986 года, — вспоминает рок-музыкант Андрей Мирошниченко. — Для города это было что-то! Фестиваль длился месяц по три дня в неделю — пятница, суббота и воскресенье. Сначала выступали школы, потом - ПТУ, следом — военные, заводы и фабрики, рестораны и т. д. Отметить можно такие сильные и всегда соперничающие друг с другом коллективы, как «Глобус» и «Что делать?» Из школ, как правило, на передовых позициях выступала школа № 4. Из ПТУ — «пятнага». Музыкальное училище всегда шло вне конкурса, потому что он был самодеятельным. Из военных всегда выделялись либо Лебяжье, либо КВВСКУ. ХБК всегда имел сильный коллектив. Программа групп состояла, как правило, из 4-5 композиций, две из которых были обязательными. Это могли быть вещи из репертуара «Аракса», «Автографа» и других групп всесоюзного значения. Так задавался уровень.
Немного воспоминаний
Александр Митулинский: «Однажды на концерте мы сыграли классический двенадцатитактный блюз. Блюз — это очень сложная музыка. Это наука. А мы еще умудрились вложить в него русский текст! И когда мы всё это исполнили, публика прореагировала совершенно никак. Блюз вообще на русское ухо ложится плохо.. И как итог — неприятие, непонимание и абсолютная тишина в зале! Где сидело, конечно, компетентное жюри. Вызывали меня после этого и откровенно дали понять, что я — совершенно ничтожный человек и, если я продолжу исполнять подобную музыку, то закончу очень плохо. После этого мы долго не играли блюз».
Александр Астрашков: «В 1977 году фестиваль «Мелодии молодых» проводился в три тура. Первый — в Доме офицеров, второй — в ДК «Строитель», а третий — в ДК «Текстильщик». На первом туре я не был, а народ потом рассказывал: «Мужики, там коллектив со Стекольного выдал! Остальные и рядом не стояли!» Так я услышал о «Что делать?», или попросту «ЧД». А потом устроился работать в парк Текстильщиков на танцы. И они пришли в «коробку» отдохнуть. По народу сразу зашелестело: «Что делать?» пришли, это они...» Мы познакомились — все молодые, все музыканты, и ребята позвали меня на Стекольный в гости. Там и сошлись ближе. Позже, когда «ЧД» приехал с волгоградского фестиваля «Дружба-Freundschaft. СССР-ГДР», я был приглашен в коллектив».
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.