Региональная политика: анализ текущих событий
В минувший понедельник, 7 июня, мэру Волгограда Роману Гребенникову в Москве был вручен диплом о его включении в кадровый резерв партии «Единая Россия». Права войти в состав резервистов партии власти волгоградский градоначальник удостоен за профессиональную компетентность и управленческие навыки. Также учитывался опыт его эффективной работы на посту главы города-миллионника и высокий лидерский потенциал.
Год назад «Единая Россия» начала свой партийный проект «Кадровый резерв — профессиональная команда страны», получивший неофициальное название «Путинская тысяча». Участники «путинской тысячи» по итогам 2009 года прошли многоуровневый отбор, в ходе которого были идентифицированы «новые люди» для страны — профессионалы в области управления и новаторы, активно меняющие реальность вокруг себя.
Участники кадрового проекта «ЕР» должны отвечать четырем главным критериям: компетентность, развитость, активная жизненная позиция и интеллект (в партии их соединили в аббревиатуру КРАЙ).
Еще когда проект «Путинская тысяча» начал реализовываться, политологи отмечали, что создание кадрового резерва «ЕдРа» потенциально выходит за рамки сугубо партийной инициативы. Якобы, это был ответ команды Путина на «президентскую сотню» Дмитрия Медведева — «путинская тысяча» может оказаться востребованной при решении премьер-министра участвовать в президентских выборах 2012 года.
В любом случае, перед попавшими в кадровый резерв «Единой России» открываются весьма заманчивые перспективы. «Уверен, что всех участников «Кадрового резерва» ждет блестящее будущее. Без таких людей стране не обойтись, и они будут обязательно востребованы в своих областях деятельности, в партийной и общественной работе», — эта оценка принадлежит председателю бюро Высшего совета «ЕР» Борису Грызлову.
Какие перспективы открываются лично перед Романом Гребенниковым — вопрос, конечно, интересный. Но одно совершенно ясно уже сейчас: попадание волгоградского мэра в обойму «путинской тысячи» будет иметь серьезное значение в балансе между исполнительной властью областного центра и администрацией региона. А это, в свою очередь, может иметь отголоски и в отношениях руководителей крупных муниципалитетов Волгоградской области — Волжского, Камышина, Михайловки, Фролово, Урюпинска — с губернатором Анатолием Бровко.
Еще со времен президентства Бориса Ельцина едва ли не каждый мэр Волгограда конфликтовал с губернатором. Своего апогея этот «накал страстей» достиг в минувшем году, под занавес губернаторства Николая Максюты. Отношения между мэрией Волгограда и администрацией области тогда в СМИ называли емким словом — «война». И дело вовсе не в том, что «поссорились» Николай Кириллович и Роман Георгиевич. Противоречия между муниципальной властью областной столицы и региональной носили и носят по сей день системный характер, главная составляющая которого — распределение бюджетных средств.
В нынешнем году в Прощеное воскресение, на празднике Масленицы, Гребенников и Бровко, который губернаторствовал едва ли не месяц, прилюдно попросили друг у друга прощения. Это было, конечно, не их личное, а символическое примирение двух уровней исполнительной власти.
Но, как говорят в таких случаях, «не долго музыка играла». Нет, речь не идет о том, что между Гребенниковым и Бровко началась все та же «война». Но тлеющие угли системного конфликта вновь начали периодически раздуваться.
На одной из пресс-конференций, приуроченных к 100 дням своего губернаторства, Анатолий Бровко поставил под сомнение эффективность работы чиновников Волгограда и мэра Романа Гребенникова при решении проблем областного центра. При этом Бровко отметил, что о конфликте между ним и Гребенниковым речи не идет. «Конфликт и вопросы к эффективности управления городом — это разные вещи. Пресечь разного рода конфликты — была моя первостепенная задача, и я ее выполнил. Сейчас конфликтов нет, в том числе между мной и Гребенниковым», — сказал губернатор. Но тут же Анатолий Григорьевич сообщил: со стороны мэра Волгограда попытки искусственного разжигания конфликта с обладминистрацией все же продолжаются.
В чем же камень преткновения? В администрации области негативно отнеслись к инициативе мэрии и гордумы Волгограда «пробить» в областной Думе закон «Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты поселений и городских округов Волгоградской области от транспортного налога». Суть этого законопроекта — установить норматив отчислений в бюджеты муниципалитетов в размере 50% от собранного транспортного налога.
«Зачем муниципальные СМИ активно развивают эту тему, мне непонятно. Зачем будоражить людей? Гребенников ко мне с этим вопросом не подходил. Пришел бы и спросил. Я никогда ему ни в чем не отказывал. Если будут деньги, конечно, мы их будем честно распределять по бюджетам муниципальных образований из расчета на одного жителя. Но зачем он целенаправленно нагнетает ситуацию, я не знаю», — на упоминавшейся выше пресс-конференции прокомментировал Бровко.
А вот как на это ответил Роман Гребенников в своем комментарии для одной из федеральных газет: «Никакого конфликта нет. Я не обращался по этому вопросу к губернатору и не собираюсь это делать. Есть четкие, определенные законом правила, в рамках которых законодательная инициатива была внесена депутатами гордумы в областную Думу. Закон области о транспортном налоге, как и закон о бюджете, принимается областным Законодательным собранием, а не мэром Волгограда и не губернатором области. Это отношения законодателей».
Обратите внимание на разницу в позициях губернатора и мэра: «Пришел бы и спросил… Будем честно распределять…» и «Это отношения законодателей». Такой разный подход как раз и свидетельствует о системных противоречиях между исполнительной властью крупных муниципалитетов и региона.
Созданная в России вертикаль власти при своих безусловных плюсах все чаще стала давать сбои. И как раз на уровне взаимоотношений региональных и муниципальных властей. По мнению многих экспертов, суть этих перманентных конфликтов не только в «бюджетных противоречиях» (особенно если речь идет о крупных городах), но и в политических противоречиях между губернаторами и мэрами — губернаторы у нас назначаются, а мэры в своем большинстве проходят через выборы.
Чтобы кто не говорил, но назначаемые главы регионов свободны по большому счету от общественного мнения. Не случайно они, как правило, называют себя менеджерами. И непопулярные социальные решения для них не становятся преградой в управлении регионом. Для мэров, чье продолжение карьеры зависит исключительно от выборов, а значит, от мнения большинства избирателей, заниматься политикой, если хотите — «нравиться избирателям, просто необходимость. Но эта политическая активность как раз и служит базисом «ревности» назначенных губернаторов к избираемым мэрам.
В современных российских политических реалиях у природы этих властных противоречий есть и еще одна специфическая черта. Если учесть, что региональную и муниципальную власть в большинстве своем возглавляют представители «Единой России», такие конфликты неизбежно приобретают внутрипартийное значение с далеко идущими последствиями.
В качестве примера можно привести недавний громкий скандал в Амурской области. Там губернатор Олег Кожемяко, член «Единой России», отстранил от должности мэра Благовещенска и также единоросса Александра Мигулю, который в прошлом году на выборах получил 83% голосов избирателей и которого поддерживал и губернатор. Повод — неисполнение мэром решения городского суда о восстановлении в должности директора одного из МУПов. В конфликт, причем на стороне мэра Благовещенска, вмешался председатель комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко.
По сути, этот конфликт стал внутрипартийной распрей, что может аукнуться «Единой России». И такие конфликты не единичны. «ЕдРо» рискует получить «электоральный незачет» на выборах будущей осенью, причем не из-за «происков» политических конкурентов, а из-за собственных внутрипартийных разногласий.
В Волгограде, конечно, ситуация так далеко не зашла — пока. Но кто даст гарантию, что «транспортный конфликт» между администрацией Волгограда и администрацией области не выльется в масштабную политическую «войну» (не суть важно, что будет в ее основе).
Кстати, в этом плане показательна начавшаяся в Волгограде некоторая время назад дискуссия о смене Гребенникова сити-менеджером. Некоторые источники утверждают, что идея этой дискуссии принадлежит команде Анатолия Бровко.
Впрочем, это касается не только нашего областного центра. Идеи сити-менеджмента либо уже внедряются в жизнь в ряде российских городов, либо — как в Волгограде — стоят на повестке дня. А это, по сути, означает как минимум попытку губернаторов переделать «под себя» вертикаль власти, грозя ее устойчивости.
В свете всего этого представляется, что проект «ЕР» «Путинская тысяча» может стать неким противовесом устремлениям губернаторов-единороссов (а их абсолютное большинство) подчинить себе безоговорочно власть в крупных муниципалитетах.
Во всяком случае, мэр Волгограда, к должности руководителя региональной общественной приемной лидера «Единой России» В.В. Путина добавивший статус «резервиста Путина», номинально прибавил в своем политическом весе.
Если же брать ситуацию в целом, то тенденция устремлений губернаторов свести на нет (или существенно ограничить) политическое (а в конечном счете и управленческое) влияние выбираемых мэров может привести местное самоуправление, как одну из базисных составляющих вертикали власти, до уровня ретранслятора воли региональной власти, не обеспеченной социальной поддержкой большинства населения. А поскольку именно мэры, пусть даже вынужденные в силу своей выбираемости учитывать в своей деятельности социальные настроения граждан, в немалой степени создают «Единой России» электоральный авторитет, то у партии власти останется, по сути, единственный рычаг на выборах — административный ресурс. На котором, как показывает практика последних массовых выборов, далеко не уедешь. А это значит, что электоральную нишу «Единой России» займут другие политические силы — в первую очередь «Справедливая Россия» и КПРФ.
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.