В селе Гусевка Ольховского района ежегодно проходят торжества по случаю создания Кузьмой Петровым-Водкиным художественного полотна «Купание красного коня».

В живописи я был, есть и останусь полнейшим профаном. Но картину «Купание красного коня» помню с раннего детства. Что интересно, несмотря на большевистское воспитание, заложенное радиопередачами «Театр у микрофона», эта картина мне не нравилась. Прилагательное «красный» в название полотна заставляло меня предполагать, что эта работа отражает какие-то события гражданской войны. Но вот с образами героев Первой конной армии она в моем мальчишеском понимании никоим образом не увязывалась. И я вплоть до сегодняшнего дня не понимал, что хотел сказать ее автор. Хотя фамилия  создателя картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина была и осталась в памяти до сегодняшних дней.

Петров-Водкин, купание красного коня
К. Петров-Водкин. «Купание красного коня»

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что полотно было создано еще в 1912 году, да к тому же в селе Гусевка, что на территории нынешнего Ольховского района. Правда, историки об этом факте сообщают несколько уклончиво: дескать, в 1912 году Петров-Водкин жил на юге России. По одним данным в Хвалынске Саратовской губернии. По другим, вблизи Камышина. А набросок сделал в селе Гусевка... То есть он путешествовал по этим местам всё лето, хотя любопытный факт насчет того, что художник побывал в Камышине, ещё не изучен.

Сам же живописец о селе Гусевка и жителях в письме к своей матери писал в таких восторженных тонах, что заставляет думать, что это место не могло не настроить его на творческий лад.

Интересно и другое. «Купание красного коня» не только у меня, но и у искусствоведов всегда вызывало противоречивые чувства, оставалось одним из самых спорных. Для всех ясно было лишь одно: отрок на коне и огнедышащий красный конь что-то значат. Но что? Одни считали, что красный конь Петрова-Водкина сродни степной кобылице А. Блока, символизирующую стихийную Русь:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плач...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!.

Но была и другая трактовка. Мальчик на красном коне вызывал у ее авторов ассоциацию с Георгием Победоносцем, поскольку обобщенный силуэт, насыщенность контрастных цветовых пятен, плоскостность форм напоминали им икону. Спорам, как говорится, «было несть числа». В конечном счете, каждая из сторон осталась при своем мнении. По первой из них, «Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок». По другой версии: «Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». И этим полотном Петров-Водкин символически предсказал «красную» судьбу России XX века.

Интересна и судьба картины. В 1912 году она была представлена широкой аудитории на выставке «Мир искусства», где имела потрясающий успех. Через два года полотно представили на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). Здесь ее автору шведский король вручил медаль и грамоту. Первая мировая война, революция и гражданская война не позволили Петрову-Водкину вернуть картину в Россию. И она на долгие годы осталась в Швеции. Лишь после Второй мировой войны, в 1950 году, в результате длительных переговоров, «Купание красного коня» вместе с другими творениями Петрова-Водкина было возвращено на Родину. Впоследствии по воле вдовы живописца картина оказалась в коллекции известной собирательницы К. К. Басевич, которая в свою очередь в 1961 году подарила ее Третьяковской галерее.

Ныне не только искусствоведы, но и широкая аудитория ценителей живописи считают картину «Купание красного коня» произведением искусства, которое не подвластно времени.

Логотип

Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *