1671 году на Красной площади состоялась казнь Стеньки Разина. Следом должны были четвертовать и обезглавить его брата Фрола. На плахе он на глазах у всего честного люда прокричал: «Слово и дело государево!» — и рассказал, что знает тайну кладов Разина. Иноземец Конрад Штуртцфлеш дрожащей рукой пишет латинскими буквами русские слова, которые выкрикивает на всю площадь ожившая отрубленная голова Стеньки: «Замолчи, собака!» Православные крестятся и отступают назад, иностранные сановники, сидящие в первых рядах и забрызганные кровью атамана, спешно бегут по домам строчить письма в Европу…
Эта весть с быстротой молнии разлетелась по всей России-матушке. Фрола возят на Волгу, но «утаенных сокровищ» так и не находят. Возможно, разбойник попросту искал возможность сбежать. Фрол был казнен. Между тем легенды о кладах Стеньки и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых им в разных местах на берегу Волги, пересказываются до сих пор. Было ведь награбленное добро и, судя по доносам пойманных и пытанных разбойников, немалое!
Пересказываются подобные истории и в Камышине — городе, который в XVII веке был сторожевым форпостом, охранявшем переволоку с Дона на Волгу. Здесь, на волжских просторах, «гуливал» Степан Разин и падали православные людишки лицом на корму, заслышав летевший над рекой клич «Сарынь на кичку!»
Что там, под землей?
В вопросе «кладов атамана» ученые разделились на два лагеря. Одни историки не отрицают фактов существования «сокровищ разбойника Разина». Они обосновывают свое мнение историческими сведениями о грабежах судов и походе в Персию «за зипунами», а также тем обстоятельством, что многие места на Волге связаны с именем знаменитого атамана. Действительно, туристам экскурсоводы показывают «Стенькины бугры». Можно услышать: «Тут Стенька станом стоял, а здесь по преданию шапку оставил. Так и зовут это место «Стенькина шапка». На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен».
В путеводителе 1900 года есть такие строки: «Выше Камышина, верст за сорок, показывают еще «Бугор Стеньки Разина». А верст на восемь выше слободы Даниловки лежит ущелье «Стенькина тюрьма», иначе называемая «Дурманом»… В старые годы оно было окружено густым лесом, в котором легко было заблудиться». Вот и знаменитый исследователь московской жизни, писатель В. А. Гиляровский не удержался от того, чтобы не съездить на Волгу. Местный сопровождающий рассказывал писателю: «Много золота-серебра зарыл он (Разин — прим. авт.). Вот гляди, гляди: все расковыряно, все ямы. Еще когда я мальчиком был, так уже ямы были. Все поклажу атаманову искали». (Рассказ «Суслик» 1928 год.)
Другие ученые, среди которых камышинский историк и краевед Г. Шендаков, считают, что никаких кладов попросту не существовало.
— Разбойники, разорив караван и награбив добычу, все тут же «раздуванивали», — рассказывает Геннадий Шендаков. — Попросту говоря, делили и спускали с рук. Обычное разбойничье дело. Мы исследовали четыре пещеры Уракова бугра, на бугре Разина прошли, а местами проползли, пещеру «Майскую», продолжительностью в 800 метров, чуть меньшей длины пещеру «Лисья» — и никаких намеков на клады!
При исследовании подземелий необходимо учесть одно важное обстоятельство. Дело в том, что после разгрома войска Разина, вчерашние удальцы вынуждены были скрываться в глухих «медвежьих» углах страны и раскольничьих скитах. По историческим описаниям ближайшие к Камышину староверческие скиты как раз таки располагались в местностях, прилегающих к Уракову бугру и бугру Разина. Отсюда и обнаруженные исследователями ниши для установки свечей, выемки для хранения продуктов и мелкие предметы быта. Уместен вопрос: может, старообрядцы использовали под скиты уже вырытые пещеры Разина и сокровища исчезли еще при них? Из этого вопроса логически следует второй: что если и Стенька занял чье-то обихоженное место под землей?
Колдун с Ураковой горы
Для ответа на второй вопрос обратимся к более давним временам. «На одной из лошадей сидел старик в медвежьей шкуре. Его лицо густо заросло бородой, седые волосы торчали клочьями во все стороны... Он пел песню и размахивал посохом с золотым набалдашником». Так описывает колдуна Ураковой горы В. Ян в своем романе «Батый». А вот удивительная легенда, пересказывающаяся среди жителей камышинского района. Она повествует «о заговоренном Разине»: дескать, перед тем, как возродить на Руси истинную правду, пришел Степан к колдуну Ураковой горы и попросил сделать его неуязвимым для врагов — «заговорить». За это отдал он душу свою дьяволу, но стал непобедимым. Правда, со времен Батыя до рождения Разина прошел не одно столетие, но чего стоят наши человеческие мерки времени для настоящих колдунов…
Историками записано множество подобных былей и небылей. В них рассказывается том, как летали расписные челны атамана и как сам он парил по воздуху. Да и много чего еще. В эти истории можно верить или относить к народным сказкам — как бы то ни было, сокровища Разина не один век бередят умы кладоискателей. Но не даются они в руки! Интересно, что во многих легендах сходится одна деталь: спрятав клад, Разин для примета (раньше говорили именно так — прим. авт.) сажал вербу. Видимо, очень любил атаман это растение.
Историк Л. Вяткин приводит такое предание: «Много у Стеньки было всякого добра. Девать его было некуда. По буграм да по курганам волжским Стенька золото закапывал. В Царицынском уезде курган небольшой стоит, всего каких-нибудь две сажины вышины. В нем, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен. Целое судно, как есть полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла — судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево… Сказывают, что доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно: клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро».
По народному поверью человеку трудно разбогатеть от кладов: большинство из них заговорены, а стало быть, просто так в руки не даются. Клады Стеньки Разина — особые, чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное «заговоренное» число людей. Вспомните о продаже души дьяволу, и вам станет понятна кровожадность подобных рассказов. Впрочем, иногда клад зарыт «на счастливого», хотя подобное бывает крайне редко. В этом случае «знак клада» является в виде черной кошки или собаки. По поверью человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяучит, то нужно не оплошать, ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!» А потом в этом месте надо копать.
Столетия текут чередой, но, увы, счастливых до наших пор что-то не сыскалось. По крайней мере, исследования пещер не принесли сенсаций. Геннадий Шендаков напоминает: «Не забывайте, что в камышинском уезде есть и другие пещеры, природные. Мы пробовали их исследовать, однако это очень опасное занятие. Я не верю в разговоры о заговорах и проклятиях, но факт остается фактом: ни монетки из сокровищ Разина до нашего времени не найдено!» Может быть, прав В. А. Гиляровский, писавший «Сказывают, что сам атаман их (сокровища — прим. авт.) бережет, что он смерти лишен и осужден век-веченский, сколько ему положено, мучатся в подземной каменной пещере, со своими золотыми».