Инфокам

Уроженец Камышина Сергей Курдин строил ракеты вместе с Королевым

kurdin_origin

16 октября 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Николаевича Курдина — крупного специалиста-технолога в области ракетостроения, чья биография и весь профессиональный путь связаны с созданием ракетной техники. Материал об этом человека скрупулезно собрала пресс-служба «Государственного ракетного центра имени академика Макеева».

Сергей Николаевич Курдин

Сергей Кудрин родился в городе Камышине Сталинградской области. Поступил в Сталинградский механический институт, после окончания которого с 1936 по 1938 год работал на Сталинградском тракторном заводе инженером-технологом.

В 1938 году заканчивает институт и уходит в армию, а в 1939 после возвращения поступает в ленинградскую «промакадемию». Годичный курс переквалификации — и в декабре 1940 года Кудрин направляется в качестве конструктора артиллерийских систем на завод № 4 имени Ворошилова в Коломне, где осваивается производство автоматических зенитных пушек калибра 37 мм. Там он назначается ведущим технологом цеха стволов, а с 21 июня 1941 года (на следующий день началась война!) — начальником КБ отдела главного технолога (проектирование приспособлений, режущего и мерительного инструментов), ибо уже имел 8-летний опыт работы на Сталинградском тракторном заводе.

Как добыли ФАУ-2

Вот как вспоминал годы Великой Отечественной войны сам Курдин: «Во время войны я работал главным технологом артиллерийского завода, выпускавшего скорострельные автоматические зенитные пушки. В мае 1945-го, когда закончилась война, мы точно не знали, чем же завод будет заниматься...  В мае 1946 года у меня в квартире не раздался телефонный звонок. Звонила секретарь директора завода: "Сергей Николаевич, готовьтесь, завтра выезжаете в командировку".

На следующий день за мной пришла машина, в ней находились главный металлург и главный энергетик нашего завода, другие специалисты. Все вместе мы направились в Москву. Там к нам присоединились еще специалисты Головного технологического института, в том числе главный инженер проектного института Наркомата вооружения. Прибыли на аэродром во Внуково, где нас ожидал нарком Дмитрий Федорович Устинов. Когда сели в самолет, узнали, что летим в Германию, в оккупированную нашими войсками зону. Нам также сказали, что командировка продлится 6 дней. Вернулись мы, правда, не через шесть дней, а через шесть месяцев.

Мы прилетели в Берлин, откуда нас повезли на автомашинах сначала на северный полуостров Узедом, где мы увидели разрушенный английскими бомбардировками германский ракетный центр "Пьенемюнде". Затем нас повезли на юг, в город Нордхаузен, где после разрушения "Пьенемюнде" был построен подземный завод "Миттельверк", на котором в годы войны было организовано крупное производство ракет ФАУ-2.

К тому времени в Германии уже работала группа авиационщиков над воссозданием документации немецкой ракеты ФАУ-2, которую разработал Вернер фон Браун, талантливый германский инженер. В ФАУ-2 были заложены все основные принципы конструирования ракетной техники - расположение узлов и агрегатов, принцип турбонасосной подачи компонентов топлива в двигатель, автономное управление при помощи гироскопов. Специалисты из головных авиационных институтов отказались заниматься вопросами изготовления ракет, сославшись на то, что в Германии это было закреплено за Министерством боеприпасов. Решением Правительства к этой работе были подключены сначала боеприпасники, а с весны 1946 г. работы поручили вести Д.Ф. Устинову, наркому вооружения.

Интересный исторический момент: по Ялтинскому соглашению руководителями трех держав - Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, зона, где находился завод "Миттельверк", должна был отойти к советским войскам. Но американцев это не очень устраивало, поэтому они ускорили наступление, заняли эту зону раньше наших войск и стали грузовиками вывозить все материалы, касающиеся создания ракет — технологические документы, чертежи, сохранившуюся продукцию, оснастку. Главнокомандующий Г.К. Жуков настоял на том, чтобы Советская зона оккупации американцами была оставлена, пригрозив им тем, что в противном случае не пустит в Берлин.

Наша задача как технологов заключалась в том, чтобы по обнаруженной конструкторами документации определить основные технологические принципы изготовления ФАУ-2. К слову сказать, во время войны производство этих ракет было четко организовано и отлажено — их выпускали до 30 штук в сутки на заводе в Нордхаузене. Этот завод располагался под землей и был совершенно недоступен для авиационных бомбовых ударов союзников. Это позволило сохраниться оснастке и большому количеству деталей.

На небольшом заводе была организована показательная сборка ракет из сохранившихся на "Миттельверке" узлов и деталей. Ракеты собирались немцами, бывшими работниками "Миттельверка", под руководством инженера Евгения Митрофановича Курило. Специалисты-технологи, вызванные из Подлипок и Головного технологического института, все это тщательно фиксировали. Шел как бы обратный процесс: не изготовление по технологии, а технология по изготовлению. Но именно так была создана основа технологической документации по сборке и испытаниям трофейной ракеты.

Тогда же, в мае 1946 года, я познакомился с Сергеем Павловичем Королевым. Он руководил работами по воссозданию конструкторской документации ракеты.

В ноябре 1946 года мы вернулись в Подлипки и привезли с собой оснастку и оборудование, а также технологическую документацию, на основе которой проводились все дальнейшие работы. По этой документации в течение 1946-1947 годов из трофейных узлов и деталей была собрана первая партия воссозданных ракет ФАУ-2 нашей, советской, сборки — так называемая серия "Т" (трофейная).

В 1947 году, осенью, эти ракеты в количестве 15 штук были вывезены в Капустин Яр. Там был срочно создан первый полигон для их испытаний. Фактически в то время это была голая степь с несколькими вагончиками, в которых жили инженеры и солдаты. Но, тем не менее, испытания начали проводиться. Пуски чередовались — были успешные и неуспешные. Кстати, у немцев неуспешных пусков было тоже достаточно»...

Работа у Королева

Вспоминает Сергей Курдин: «После пусков трофейных ракет вышло Постановление Правительства (Спецкомитета № 2; Спецкомитет № 1 был атомным, и оба их возглавлял И.В. Сталин). Так вот, решением Комитета № 2 было приказано изготовить партию ракет целиком из наших материалов точно по конструкторской документации. Почему так вопрос стоял? Потому что С.П. Королев, руководивший первыми испытаниями, указал на то, что в ракетах есть слабое место — крепление стабилизаторов к корпусу. Из-за этого пуски были неудачными. Необходимо было этот узел доработать.

С большим трудом Королеву разрешили такую доработку сделать. Технологи спроектировали специальную оснастку, штампы и надежно закрепили стабилизаторы. Нужно сказать, что впоследствии они больше уже не отваливались. С конца 1947 года и до осени 1948 года было изготовлено 15 ракет — копии ФАУ-2, но собственного производства. Ракета уже называлась Р-1.

Изготовили мы партию ракет Р-1, собрали, вывезли для испытаний в Кап Яр. Работают там с ними день, работают два — дело никак не идёт. Неделя проходит — безрезультатно. Дело тревожное. Вдруг раздаётся звонок. Вызывают меня к директору завода, он говорит: "Звонил Устинов, приказал начальнику ОТК и главному технологу немедленно вылетать на полигон — там обнаружился крупный дефект в сборке". Мы на самолет, и прямым путём в Капустин Яр.

Что случилось? Оказалось, в стабилизаторе нашли… окурок. Наказания было не избежать.

Но на следующий день, когда должны были состояться испытания, Д.Ф. Устинов, к нашему удивлению, никаких замечаний нам не сделал, а только велел садиться в его машину и ехать на полигон. В это время на полигоне уже собралось великое множество народа - генералы, маршалы, министры, ну и мы тоже. Все ждут пуска. Объявили готовность, прозвучала команда: "Пуск!", ракета ушла. И благополучно долетела до цели! Можете себе представить радость, какая царила на полигоне — наша, первая, отечественная!

После этого еще в течение 5 лет я работал с Королёвым главным технологом. После Р-1 Сергей Павлович разработал новую ракету Р-2, которая уже имела двойную дальность полета (500 км). Всю технологическую подготовку этой ракеты я провел в должности главного технолога осенью 1949 года. Ракета успешно прошла испытания. И по результатам этих пусков было выпущено специальное Постановление Правительства. Участники работ по воссозданию ракеты Р-2, и я в том числе, получили крупные денежные премии. В постановлении было оговорено и назначение правительственных окладов. Такие специальный оклады тогда получили С.П. Королёв, его заместители и я как главный технолог. Три тысячи рублей, а именно таким был тот оклад, превышал в то время оклад директора завода. Так что, и мой труд был отмечен государством...».

Строки биографии

Курдин Сергей Николаевич — специалист-технолог в области ракетостроения. Окончил Сталинградский механический институт, с 1936 по 1938 гг. работал на Сталинградском тракторном заводе инженером-технологом. После окончания Ленинградского института специальной промышленности с 1941 года работал на предприятиях Министерства вооружения. В течение 10 лет он — главный технолог ОКБ-1, возглавляемого С.П. Королёвым. С 1961 по 1988 год работал в ГРЦ: начальник отдела — главный технолог предприятия, начальник технологического отдела, начальник группы.

С 1957 по 1961 год возглавлял кафедру в Челябинском политехническом институте (ныне — ЮУрГУ). Работая в ракетной отрасли с 1945 года и обладая большим практическим опытом технического руководства и педагогической деятельности, способствовал становлению многих ведущих специалистов ГРЦ.

Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями СССР, медалью имени академика В.П. Макеева Федерации космонавтики России, удостоен звания «Лучший технолог Министерства».

Exit mobile version