16 октября 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Николаевича Курдина — крупного специалиста-технолога в области ракетостроения, чья биография и весь профессиональный путь связаны с созданием ракетной техники. Материал об этом человека скрупулезно собрала пресс-служба «Государственного ракетного центра имени академика Макеева».

Kudrin
Сергей Николаевич Курдин

Сергей Кудрин родился в городе Камышине Сталинградской области. Поступил в Сталинградский механический институт, после окончания которого с 1936 по 1938 год работал на Сталинградском тракторном заводе инженером-технологом.

В 1938 году заканчивает институт и уходит в армию, а в 1939 после возвращения поступает в ленинградскую «промакадемию». Годичный курс переквалификации — и в декабре 1940 года Кудрин направляется в качестве конструктора артиллерийских систем на завод № 4 имени Ворошилова в Коломне, где осваивается производство автоматических зенитных пушек калибра 37 мм. Там он назначается ведущим технологом цеха стволов, а с 21 июня 1941 года (на следующий день началась война!) — начальником КБ отдела главного технолога (проектирование приспособлений, режущего и мерительного инструментов), ибо уже имел 8-летний опыт работы на Сталинградском тракторном заводе.

Как добыли ФАУ-2

Вот как вспоминал годы Великой Отечественной войны сам Курдин: «Во время войны я работал главным технологом артиллерийского завода, выпускавшего скорострельные автоматические зенитные пушки. В мае 1945-го, когда закончилась война, мы точно не знали, чем же завод будет заниматься...  В мае 1946 года у меня в квартире не раздался телефонный звонок. Звонила секретарь директора завода: "Сергей Николаевич, готовьтесь, завтра выезжаете в командировку".

На следующий день за мной пришла машина, в ней находились главный металлург и главный энергетик нашего завода, другие специалисты. Все вместе мы направились в Москву. Там к нам присоединились еще специалисты Головного технологического института, в том числе главный инженер проектного института Наркомата вооружения. Прибыли на аэродром во Внуково, где нас ожидал нарком Дмитрий Федорович Устинов. Когда сели в самолет, узнали, что летим в Германию, в оккупированную нашими войсками зону. Нам также сказали, что командировка продлится 6 дней. Вернулись мы, правда, не через шесть дней, а через шесть месяцев.

Мы прилетели в Берлин, откуда нас повезли на автомашинах сначала на северный полуостров Узедом, где мы увидели разрушенный английскими бомбардировками германский ракетный центр "Пьенемюнде". Затем нас повезли на юг, в город Нордхаузен, где после разрушения "Пьенемюнде" был построен подземный завод "Миттельверк", на котором в годы войны было организовано крупное производство ракет ФАУ-2.

К тому времени в Германии уже работала группа авиационщиков над воссозданием документации немецкой ракеты ФАУ-2, которую разработал Вернер фон Браун, талантливый германский инженер. В ФАУ-2 были заложены все основные принципы конструирования ракетной техники - расположение узлов и агрегатов, принцип турбонасосной подачи компонентов топлива в двигатель, автономное управление при помощи гироскопов. Специалисты из головных авиационных институтов отказались заниматься вопросами изготовления ракет, сославшись на то, что в Германии это было закреплено за Министерством боеприпасов. Решением Правительства к этой работе были подключены сначала боеприпасники, а с весны 1946 г. работы поручили вести Д.Ф. Устинову, наркому вооружения.

Интересный исторический момент: по Ялтинскому соглашению руководителями трех держав - Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, зона, где находился завод "Миттельверк", должна был отойти к советским войскам. Но американцев это не очень устраивало, поэтому они ускорили наступление, заняли эту зону раньше наших войск и стали грузовиками вывозить все материалы, касающиеся создания ракет — технологические документы, чертежи, сохранившуюся продукцию, оснастку. Главнокомандующий Г.К. Жуков настоял на том, чтобы Советская зона оккупации американцами была оставлена, пригрозив им тем, что в противном случае не пустит в Берлин.

Наша задача как технологов заключалась в том, чтобы по обнаруженной конструкторами документации определить основные технологические принципы изготовления ФАУ-2. К слову сказать, во время войны производство этих ракет было четко организовано и отлажено — их выпускали до 30 штук в сутки на заводе в Нордхаузене. Этот завод располагался под землей и был совершенно недоступен для авиационных бомбовых ударов союзников. Это позволило сохраниться оснастке и большому количеству деталей.

На небольшом заводе была организована показательная сборка ракет из сохранившихся на "Миттельверке" узлов и деталей. Ракеты собирались немцами, бывшими работниками "Миттельверка", под руководством инженера Евгения Митрофановича Курило. Специалисты-технологи, вызванные из Подлипок и Головного технологического института, все это тщательно фиксировали. Шел как бы обратный процесс: не изготовление по технологии, а технология по изготовлению. Но именно так была создана основа технологической документации по сборке и испытаниям трофейной ракеты.

Тогда же, в мае 1946 года, я познакомился с Сергеем Павловичем Королевым. Он руководил работами по воссозданию конструкторской документации ракеты.

В ноябре 1946 года мы вернулись в Подлипки и привезли с собой оснастку и оборудование, а также технологическую документацию, на основе которой проводились все дальнейшие работы. По этой документации в течение 1946-1947 годов из трофейных узлов и деталей была собрана первая партия воссозданных ракет ФАУ-2 нашей, советской, сборки — так называемая серия "Т" (трофейная).

В 1947 году, осенью, эти ракеты в количестве 15 штук были вывезены в Капустин Яр. Там был срочно создан первый полигон для их испытаний. Фактически в то время это была голая степь с несколькими вагончиками, в которых жили инженеры и солдаты. Но, тем не менее, испытания начали проводиться. Пуски чередовались — были успешные и неуспешные. Кстати, у немцев неуспешных пусков было тоже достаточно»...

Работа у Королева

Вспоминает Сергей Курдин: «После пусков трофейных ракет вышло Постановление Правительства (Спецкомитета № 2; Спецкомитет № 1 был атомным, и оба их возглавлял И.В. Сталин). Так вот, решением Комитета № 2 было приказано изготовить партию ракет целиком из наших материалов точно по конструкторской документации. Почему так вопрос стоял? Потому что С.П. Королев, руководивший первыми испытаниями, указал на то, что в ракетах есть слабое место — крепление стабилизаторов к корпусу. Из-за этого пуски были неудачными. Необходимо было этот узел доработать.

С большим трудом Королеву разрешили такую доработку сделать. Технологи спроектировали специальную оснастку, штампы и надежно закрепили стабилизаторы. Нужно сказать, что впоследствии они больше уже не отваливались. С конца 1947 года и до осени 1948 года было изготовлено 15 ракет — копии ФАУ-2, но собственного производства. Ракета уже называлась Р-1.

Изготовили мы партию ракет Р-1, собрали, вывезли для испытаний в Кап Яр. Работают там с ними день, работают два — дело никак не идёт. Неделя проходит — безрезультатно. Дело тревожное. Вдруг раздаётся звонок. Вызывают меня к директору завода, он говорит: "Звонил Устинов, приказал начальнику ОТК и главному технологу немедленно вылетать на полигон — там обнаружился крупный дефект в сборке". Мы на самолет, и прямым путём в Капустин Яр.

Что случилось? Оказалось, в стабилизаторе нашли… окурок. Наказания было не избежать.

Но на следующий день, когда должны были состояться испытания, Д.Ф. Устинов, к нашему удивлению, никаких замечаний нам не сделал, а только велел садиться в его машину и ехать на полигон. В это время на полигоне уже собралось великое множество народа - генералы, маршалы, министры, ну и мы тоже. Все ждут пуска. Объявили готовность, прозвучала команда: "Пуск!", ракета ушла. И благополучно долетела до цели! Можете себе представить радость, какая царила на полигоне — наша, первая, отечественная!

После этого еще в течение 5 лет я работал с Королёвым главным технологом. После Р-1 Сергей Павлович разработал новую ракету Р-2, которая уже имела двойную дальность полета (500 км). Всю технологическую подготовку этой ракеты я провел в должности главного технолога осенью 1949 года. Ракета успешно прошла испытания. И по результатам этих пусков было выпущено специальное Постановление Правительства. Участники работ по воссозданию ракеты Р-2, и я в том числе, получили крупные денежные премии. В постановлении было оговорено и назначение правительственных окладов. Такие специальный оклады тогда получили С.П. Королёв, его заместители и я как главный технолог. Три тысячи рублей, а именно таким был тот оклад, превышал в то время оклад директора завода. Так что, и мой труд был отмечен государством...».

Строки биографии

Курдин Сергей Николаевич — специалист-технолог в области ракетостроения. Окончил Сталинградский механический институт, с 1936 по 1938 гг. работал на Сталинградском тракторном заводе инженером-технологом. После окончания Ленинградского института специальной промышленности с 1941 года работал на предприятиях Министерства вооружения. В течение 10 лет он — главный технолог ОКБ-1, возглавляемого С.П. Королёвым. С 1961 по 1988 год работал в ГРЦ: начальник отдела — главный технолог предприятия, начальник технологического отдела, начальник группы.

С 1957 по 1961 год возглавлял кафедру в Челябинском политехническом институте (ныне — ЮУрГУ). Работая в ракетной отрасли с 1945 года и обладая большим практическим опытом технического руководства и педагогической деятельности, способствовал становлению многих ведущих специалистов ГРЦ.

Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями СССР, медалью имени академика В.П. Макеева Федерации космонавтики России, удостоен звания «Лучший технолог Министерства».