Менее, чем через неделю, 6 декабря, Волгоградская область может отметить событие, которые 90 лет назад породило волну слухов о конце света. Сотни жителей региона узрели тогда на вечернем небе горящую «небесную стрелу», которая раскололась на части, а осколки, казалась, готовы были обрушиться на головы несчастных. Кто-то крестился, хотя наступил уже век безбожия, кто-то замер как окаменевший...

Это был метеоритный дождь 1922 года. Падение метеорита сопровождалось полетом по небу очень яркого болида. И, конечно же, подобное явление вызвало массу слухов. Газета «Борьба», издававшаяся в Царицыне (Волгоград), сообщала в статье «Упавшая звезда»: «Падение «звезды» в Ленинском уезде, слухи о которой, один нелепее другого, граничащие с паникой («скоро конец света»), гуляют в среде темных людей по Царицыну и губернии (известно даже в Донских округах), ничего чудесного не представляет. Упала не звезда… а ничтожный осколок (метеор) небесного тела в необъятной машине мироздания. И явление это естественного порядка, имеющее свои причины... Падение метеора под Царицыным как будто наблюдалось даже в Швейцарии, которая запросила Москву, Москва Саратов, последний  наш губисполком».

Это позже ученые сообщат, что метеоритный каменный дождь «Царев» (назван по селу Царев Ленинского района Волгоградской области, где нашли первый метеорит) представляет собой наиболее крупный метеоритный дождь в России. В мире он считается третьим, уступая лишь каменным метеоритным дождям Kiren (Китай) и Allende (Мексика). Общий вес находок составил более полутора тонн. Всего были найдены 82 хондритовых метеорита, которые разлетелись по площади свыше 25 квадратных километров. Самый большой найденный образец весит 284 килограмма, а самый маленький — всего 50 граммов.

Кстати, в 1922 году никто ничего не отыскал. Лишь слухи встревожили регион. Более чем через 50 лет, в 1979 году, электросварщик Борис Никифоров написал письмо в Комитет по метеоритам при Академии наук СССР с просьбой прислать специалиста, потому что «у нас тут залежи небесных тел». Прислали. И наконец-то совершили открытие! Основная масса образцов, обнаруженных впоследствии учеными, хранится в Москве в Комитете по метеоритам РАН, а часть — в других организациях.

Ученый секретарь Волгоградского отделения Русского географического общества Сергей Моников отмечает, что хроника поиска космического «гостя» нашла свое отражение в местной периодике того времени, которая сохранилась в областном архиве.

Началась эта история с небольшой заметки «Необыкновенный метеор»
безымянного автора, опубликованной в царицынской газете «Борьба» 24 декабря 1922 года: «В ГУБОНОявился житель Ленинского уезда т. Кузнецов и рассказал следующее: в день падения метеора (две недели тому назад) вечером на всем протяжении от г. Ленинска до с. Владимировки (ныне Ахтубинск) было видно зарево и слышался сильный шум. При падении раздался удар, подобный залпу нескольких орудий. В некоторых окнах домов с. Владимировки посыпались стекла. Если верить слухам, упавший метеор был виден за семь верст. На далеком протяжении от метеора чувствовался сильный жар в течение нескольких часов. Губполитпросвет командировал т. Кузнецова на место падения метеора для точного обследования факта и производства фотографических снимков. По возвращении т. Кузнецова в ГУБОНО с докладом будет создана научная комиссия, которая немедленно выедет на место падения».

— В периферийных газетах тех времен (20-е годы) можно найти скопление удивительных сообщений и слухов, — рассказал Сергей Моников. — Было даже такое сообщение в одной из ростовских газет, что, падая, метеорит якобы коснулся своим огнем сразу нескольких хуторов. Мелькали и сообщения, что метеорит «весь золотой», что он упал в озеро Эльтон, вода которого мгновенно закипела. Но дата «свидания» метеорита с Землей была установлена точно — 6 декабря 1922 года.

Мелькал в газетных сводках и Камышин, уточнил infokam.su Моников. В газете «Борьба» в рубрике «Вести с мест» вышла заметка «Дубовка, слышишь?», в которой сообщалось: «Темна наша деревня. Об упавшем в степи метеоре она «доподлинно знает» такие подробности: около Камышина оторвался от облака и слетел на землю большой камень. Горел он целую неделю и катился оттуда 75 верст  до самых Балыклей (ныне село Горный Балыклей Дубовского района)».

— Жители Камышина тоже наблюдали метеорит, — рассказал infokam.su камышинский краевед Леонид Смелов. — Подтверждением тому служит камышинская газета «Набат», в которой 15 февраля 1923 года (почти через три месяца!) сообщалось: «Шестого декабря в пределах Царицынской губернии в Ленинском уезде упал метеорит. Недели через три выехала ученая комиссия из Астрахани, через месяц из Ростова… Горные инженеры, химики, журналисты, даже телеграфисты, представители исполкомов тщетно разыскивают громаду: пусто, как на ладошке. В Житкуре говорят: «Луна треснула, керосин вздорожает!» Метеорит еще не найден, осколки его будто находятся у разных жителей… Уже спекулируют по степи кусками известняка и ракушечника».

Самое время Волгоградской области отметить 90-летие падения метеорита. А заодно и развеять очередную волну слухов о конце света...

Пока же необычным памятником космическому каменному «гостю» стали набор изысканных шоколадных конфет «Царев Метеорит», выпущенные к 80-летию его падения. Они появились благодаря совместной деятельности Волгоградского отделения Русского географического общества и кондитерской фабрики «Славянка»…

Метеориты падают на Землю внезапно, без всякого предупреждения, когда им заблагорассудится. Глубокой ночью и ясным днём, зимой и летом, в снегопад и грозы. Никто не может предсказать время появления небесного странника. Невозможно заранее выехать на место падения и организовать достойную встречу посланцу Космоса.

По поводу падения метеорита «Царев» волгоградский учёный-астрофизик Ходыкин Сергей Александрович сказал, что опоздай он хотя бы на полчаса, то каменный дождь «пролился» бы над Царицыном, а не в глухой степи.