Прочь пеленку — в жизнь «под пленку»?

Независимо от места рождения каждый человек бывает по-настоящему свободен лишь в первые минуты своей жизни. Будь то тюрьма, хижина раба или дворец миллиардера — младенец свободен от всего! Но только до тех пор, пока заботливые руки не запеленают его. С этими «пеленками» мы идем по жизни. Большинство из нас привыкают к ним, не спрашивая себя, как и зачем жить. Потому как родители, близкие, друзья, социум и, конечно же, «зомбоящик» всегда подскажут, где та самая река со спокойным течением без перекатов и омутов...

Однако есть немало людей, помнящих дух свободы, данный им при появлении на свет, и на протяжении всей жизни стремящихся обрести его, «каждый день по капле выдавливая из себя раба».

Что за сладость — идти против течения!

Внутренняя свобода. Приобретается это чувство или дается с рождения? Наверное, у каждого к ней свой путь. Внутренняя свобода — всегда конфликт с социумом. Идущие своей дорогой, нередко против течения, имеющие собственное мнение всегда вызывают раздражение у «основных слоев населения». Но в том и заключается парадокс, что именно люди с чувством внутренней свободы делают население народом, дают толчок к его развитию, прежде всего духовному.

История нашей цивилизации — это история борьбы за свободу. Неравномерное распределение свободы между различными слоями, классами, сословиями, приводящее к социальному неравенству, — характерная черта практически всех государственных форм правления. Даже на заре человечества свободу ограничивали вожди или старейшины. Кто-то может возразить, что так они обеспечивали порядок в племени.

Обеспечивали, конечно, — ни одна социальная группа не может существовать вместе без соблюдения определенных правил и человека, который будет следить за их исполнением. Это аксиома. Будь группа бандитской группировкой или клубом филателистов. У каждого свои правила и «предводитель».

«Ах, это, право, не цена...»

Но! Не все вожди преодолели искушение властью, превратившись в итоге из хранителей правил в их воплощение. Человечество пошло по пути бесконечного ограничения свободы. Вожди трансформировались в царей и императоров, а соседние племена в рабов.

Может ли быть внутренне свободен закованный в колодки раб? Уверен, может, но на то необходима железная воля. Спартак остался непокоренным, не сломленным духом. Жажда свободы помогла ему сотрясти Римскую империю и… привела к смерти.  Смерть — достойная цены свободы.

Социум с каждым веком отвоевывал себе все больше свобод, но, как правило, эти завоевания сопровождались реками крови. Будь то свобода вероисповеданий или свобода личности.

Человечество немалого добилось за несколько тысячелетий, но дискуссии о свободе не смолкают. Свободны ли, например, жители США? Да, они свободны практически во всем (делай что хочешь, но в рамках закона). Но свободны ли они внутренне? Для меня внутренняя свобода - это возможность формирования собственного мнения и приоритетов. Задайте себе вопрос, проснувшись с утра: свободны ли вы? Некоторые скажут, что да. А вечером сядут смотреть передачу про развод «звезды» или похудании. Масс-медиа — очень страшное орудие по подавлению внутренней свободы. В этом аспекте жители «самой свободной страны» далеко не свободны.

Очень показателен пример косметологической индустрии. Помнится, несколько лет назад все эфиры и печатные площади были забиты материалами о целлюлите. Несчастные женщины охотились за кремами и прочими добавками, а косметологические магнаты потирали руки. Кто-нибудь слышит о целлюлите сегодня? Наверняка пришли «новые напасти», которые требуют новых затрат. По такой формуле работает вся современная индустрия. Нам сначала внушают, что нам это нужно, а потом снимают неплохие финансовые сливки, придумывая новый «необходимый продукт».

Вольный ветер

И так во всем, будь то политика или бизнес. Мы живем, прислушиваясь к тому, что говорят по телевизору, читаем рассуждения экспертов, «мотаем на ус» мнение начальника. И за всеми информационными потоками теряем свое собственное «я». Мы растворяемся в общей массе, где все вместе вроде свободны, а в отдельности закованы в цепи стереотипов и «авторитетных мнений».

Есть интересное выражение «все, как у людей», оно является показателем достатка или семейного благополучия. Но есть не менее интересная английская поговорка «у каждого в шкафу свой скелет». То есть, мы стремимся жить, как другие, а англичане понимают, что у каждого своя индивидуальная жизнь, не похожая ни на одну другую семью.

Но, с другой стороны, Л. Н. Толстой начинает Анну Каренину словами, ставшими крылатыми: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Написал это Лев Николаевич в девятнадцатом столетии, а поговорка английская наверняка из совсем седой глубины веков. Не потому ли, что в Англии великая хартия вольностей, ставшая основополагающим Конституционным актом, была принята в 1215 году, а в России крепостное право отменили лишь в 1861-ом (а по факту — в 1961-ом, когда крестьянам стали выдавать паспорта)?

Может быть, поэтому в нашей стране всегда «поэт больше, чем поэт»? Наш народ, проживший в крепостничестве, а затем при советской системе, на корню подавлявшей инакомыслие (что является частым спутником внутренней свободы), слагает песни о свободе, мечтая о ней. Более того, русский человек вывел высшую степень свободы. Только в русском языке существуют одновременно понятия «свобода» и «воля». Эти понятия вроде бы трудно различить — ну, как объяснить, почему мы говорим «вольный ветер», а не «свободный ветер», «покой и воля», а не «покой и свобода», «вольный город», а не свободный?

Макулатура и Поэзия

...Мне кажется, наши предки понятием «воля» как раз и обозначали внутреннюю свободу. Разве не был свободным Степан Разин? Но мы знаем его как вольного казака, да и вообще казачество как вольницу. Каждый казак был свободен внутренне, каждый имел свое мнение и право высказать его на круге, это ли не  свобода? А если вспомнить новгородское вече? Когда люди чувствовали себя более свободными — до того, как  сняли вечевой колокол, или после?

Бытует мнение, что абсолютную свободу могут дать только деньги или власть. Свободу выбора без тревог о финансовой стороне вопроса — наверное, да. Но не внутреннюю свободу. Человек, облеченный властью, зависим от нее, он находится в постоянной борьбе за ее удержание, особенно когда занимает ее не по праву (у нас, камышане, есть ярчайший пример этого!). Он не волен поступать так, как ему хочется, он вынужден поступать так, как надо, зачастую переступая через свою совесть. Примерно то же самое можно сказать про обладателей больших состояний — сохранение заработанного или добытого, борьба с конкурентами, заметание следов и т. д. требует немало сил и времени, и о какой внутренней свободе может идти речь?

Наиболее остро жаждут свободы творческие люди. Часто гонимые при жизни, после смерти они становятся символами эпохи. Знали б мы  Высоцкого или Солженицына, Есенина или Пушкина, если бы они не обладали внутренней свободой? Конечно, нет! Скольких современников Бродского, «писателей и поэтов», тихо и уютно проживших свою жизнь, получавших государственные награды за верноподданнические произведения, мы сможем вспомнить сейчас?  Все макулатура. Но уверен: многие из них плохо спали по ночам от угрызений совести по потерянной свободе и затухающей «Божьей искре», завидуя тем, кто ее сохранил.

Так давайте, друзья, не забывать, что мы «созданы по образу и подобию», а ОН в высшей степени - свободен!

M-A-F