Часть 1. Начало истории
Началась эта «мусорная» история, «прославившая» Камышин на всю область, поздней осенью 2019 года, когда во дворе дома №4 в 8 микрорайоне решили установить контейнерную площадку (в просторечии — «мусорку»). Жильцы 14-этажки (ТСЖ «Сахалинец») изначально были резко против такого решения («Инфокам» писал об этом).
Следует также отметить, что сбор замечаний и предложений организаций и граждан по проекту административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра на территории городского округа — город Камышин» был объявлен уже постфактум — с 23.12.2019г. по 06.01.2020г. Однако никакие «замечания и предложения» по данной площадке ТКО комитетом по ЖКХ и капитального строительства городской администрации не были приняты во внимание. Тогда представители ТСЖ «Сахалинец» подали в суд на несоблюдение норм СанПиН. Своё решение они аргументировали тем, что площадке располагается ближе 20 метров до жилого дома.
Суд встал на сторону жильцов — до ближайшего жилого дома «намерили» всего 14,5 метров. Однако чиновники комитета ЖКХ «нашли» нормативный правовой акт, согласно которому разрешается «уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО...». То есть до 15 метров. И передвинули бетонное основание площадки ровно на полметра, заявив, что таким образом исполнили решение суда о демонтаже контейнерной площадки на прежнем месте, — это, мол, как говорится, «другое». Описываемые события произошли в августе 2021 года, а 1 ноября 2021 года увидело свет положительное заключение местного отделения Роспотребнадзора о соответствии данной площадки требованиям санитарных правил.
Часть 2. В которой появляется ОНФ
В 2023 году Волгоградское отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) проводило массовый мониторинги благоустройства городов области, в том числе Камышина. И к активистам этой организации обратились жильцы дома №4 с просьбой помочь в разрешении данной ситуации. Активисты посетили район Бухты, сделали фотографии площадки и «пригласили на разговор» в Волгоград сначала начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства городской администрации Виталия Балакшина, а затем и председателя комитета — Максима Колёскина («Инфокам» писал об этом).
Вот как процитировал между камышинским чиновником и представителями ОНФ сайт Регионального информационно-аналитического центра:
— Виталий Юрьевич, Вы же понимаете, что раз жители жалуются, — значит, проблема не решена. Выход из этой ситуации, так или иначе, но когда-то найти придётся. Послушайте, ведь Вы же представитель властей. А для чего наше общество содержит государственный аппарат? Чтобы решать проблемы людей или создавать им дополнительные неудобства? Пожалуйста, давайте попробуем найти достойный компромисс, ведь ОНФ эту ситуацию не оставит, пока результат не будет достигнут, — подчеркнул член волгоградского регионального штаба Народного фронта Армен Оганесян.
— К сожалению, проблема нами уже решена, — парировал чиновник.
По мнению представителя городской администрации Камышина, все положенные формальности при размещении контейнерной площадки были соблюдены, а стало быть, принимать дополнительно какие-либо ещё решения не имеет смысла.
Тем не менее, в итоговом релизе представители ОНФ отразят на своих ресурсах следующее: «Народный фронт берет на контроль ситуацию с установкой контейнеров для ТКО и не допустит появления здесь несанкционированной мусорной свалки!» (см. свежее фото).
Часть 3. В которой появляются прокурор и глава города
1 марта 2024 года на отчете главы города перед горожанами я задал вопрос о судьбе «злополучной» площадке. С.В.Зинченко утвердительно ответил, что площадка «размещена с соблюдением норм закона», а на замечание о том, что контейнеров для мусора установлено три, а основание и ограда площадки вмещают лишь два, — пообещал в течение месяца увеличить размер площадки. Однако, как все увидят позже, по факту сократится лишь число контейнеров до двух.
Между тем, ранее (20 февраля 2024 года) были «удовлетворены исковые требования Камышинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц администрации городского округа — город Камышин о понуждении к оборудованию уличного освещения». На администрацию была «возложена обязанность организовать выполнение работ по освещению внутреннего проезда напротив дома № 4 в 8 мкр. г. Камышина в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу». 29 марта прокурор города узнает, что «согласно информации МУП г. Камышина «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» от 29.03.2024 г., на расстоянии 1 метра от ограждения площадки накопления твердых коммунальные отходов по адресу: г. Камышин, ул. Гоголя, д. 25, проходит водопроводная линия по транспортированию питьевой воды».
С этих пор мусорку начинают именовать по адресу: ул. Гоголя, 25. Видимо, потому что могут пострадать жильцы именно этой пятиэтиэтажки.
«По данному факту нарушения законодательства» прокуратура внесет в адрес главы города представление об устранении нарушения санитарных норм. Также 8 апреля органами прокуратуры на этом месте будет зафиксирована несанкционированная свалка отходов (которую обещали не допустить ОНФ-вцы), а Управление Роспотребнадзора начнет рассматривать «вопрос об обращении в судебные органы с исковым заявлением о демонтаже контейнерной площадки».
Часть 4. Второй суд. Писан ли закон камышинским чиновникам?
26 сентября 2024 года в Камышинском городском суде состоялось судебное заседание, на котором рассматривался иск местного отделения Роспотребнадзора к администрации города о понуждении администрации к выполнению требований СанПиН. При этом были признаны недостоверными сведения, поданные комитетом ЖКХ в Роспотребнадзор при получении положительного заключения на размещения контейнерной площадки. Само заключение — аннулировано. Нормы СанПин однозначно трактуют, что контейнерные площадки не могут размещаться ближе 10 метров от водопроводной трубы, тогда как в данном случае расстояние составляет всего 1 метр.
На исполнение судебного решения был дан один месяц. Однако судя по тому, что никакие работы до сих пор не были произведены, в администрации города никак не могут решить, каким же образом следует исполнить решение суда — перенести контейнерную площадку… а может, водопровод?
Часть 5. Послесловие
В описательной части текста судебного решения можно прочитать вывод представителя ответчика (представителя городской администрации Талановой О.П.): «Захламление близлежащей территории отсутствует». Слова прозвучали при комментировании ситуации с контейнерной площадкой.
Удивляет тот факт, что представитель муниципалитета «ничтоже сумняшеся» выдает судье, мягко говоря, «сведения, не соответствующие действительности». Эти слова не могут быть правдивыми, потому что захламление, то есть сброс отходов на открытый грунт, — стало системной проблемой города! А заключается глобальность вопроса в том, что в городе практически нет оборудованных площадок для сбора крупногабаритных отходов, а контейнеров для такого сбора — нет ни одного!
Складывается патовая ситуация! Региональный оператор вывоз и утилизацию КГО (крупногабаритных отходов) включает в тариф, который горожане добросовестно оплачивают, получая право выносить «крупногабарит» (мебель, предметы бытового обихода, ветки) на контейнерную площадку. Но ввиду отсутствия контейнеров или площадок под КГО люди делают это с нарушением закона, потому что законодательством запрещается сброс отходов на открытый грунт — это считается несанкционированной свалкой.
Вывоз КГО — обязанность регоператора, а вот оборудование мест для сбора — обязанность муниципалитета. Создается ситуация, когда муниципальная власть будто бы «поощряет» жителей на правонарушения, и сама же на это «закрывает глаза», прекрасно понимая, что «захламление близлежащей территории» при таком положении дел происходит регулярно возле каждой контейнерной площадки. Причем многие жители такое положение дел считают нормой, не понимая, что в «нормальных» населенных пунктах за сброс мусора на грунт моментально штрафуют.
Не менее удивительно, что эксперты ОНФ также, видимо, предпочли «не заметить» это вопиющее несоответствие как законодательству, так и экологической безопасности, предпочтя ограничиться локальными замечаниями, которые, как мы видим, камышинские чиновники во многом проигнорировали. Остается ждать, когда кто-то из граждан или городской прокурор поставит этот вопрос перед администрацией города уже в суде.