Инфокам

Украшение со смыслом

Иконостас - алтарная перегородка от южной до северной стены храма уже сама по себе является украшением храма, несущей глубокий сакральный смысл. А как украшается сам иконостас? Как современные иконописные мастерские https://iconostas.ru/services/ikonostasy/ используют современные технологии?

Иконостас и его значение

История храмовой перегородки началась в Византии, когда Василий Великий повелел отделить сакральное пространство, где сотворялись божественные ритуалы от любопытных глаз прихожан. Это была легкая, кованая переносная перегородка, иногда дополняемая большой занавесью. Священнослужители легко проходили внутрь, к алтарю. Чуть позже на перегородки начали устанавливать иконы. Эту перегородку можно назвать предком современных православных иконостасов, а ряд стал предком деисусного ряда, где ныне мы видим иконы Спаса, Богородицы и Иоанна Предтечи, а дополняют их лики апостолов.

В наше время стандартный иконостас содержит пять рядов. Венчает ряды икон распятие. Под ним:

Самым распространенным видом иконостасов в нашей стране является тябловый. Этой конструкции много веков и специалисты заслуженно считают ее одной из самых надежных. Тяблы - это бревна, которые крепятся между северной и южной стенами храма, а затем на бревна укрепляются киоты с иконами.

Резьба

Резьба по дереву - исконно русский промысел. Резьбой украшалась мебель, предметы быта, части домов и зданий (лестницы и перила, наличники). С принятием христианства резьба постепенно перешла и на иконостасы. Однако резьба русских мастеров с точки зрения патриарха Никона была простоватой и он изначально заказывал резные элементы у фламандских мастеров.

Отличительной особенностью фламандской резьбы была воздушность, объем. Мастера могли вырезать знаковые для христианства символы, например, гроздь винограда. Таким образом с резьбой отдельных элементов в виде розеток, лент в русский иконостас вошли элементы барокко. Столбики в тябловых иконостасах сменились на изящные, увитые растительностью или виноградом колонны и перегородки стали выглядеть намного богаче.

Постепенно фламандскую технику переняли отечественные зодчие и барочных перегородок стало еще больше.

В наши дни иконостасы с элементами барокко так же изготавливаются в иконописных мастерских, но элементы резьбы изготавливают не вручную, а на станках.

Exit mobile version