Иконостас - алтарная перегородка от южной до северной стены храма уже сама по себе является украшением храма, несущей глубокий сакральный смысл. А как украшается сам иконостас? Как современные иконописные мастерские https://iconostas.ru/services/ikonostasy/ используют современные технологии?
Иконостас и его значение
История храмовой перегородки началась в Византии, когда Василий Великий повелел отделить сакральное пространство, где сотворялись божественные ритуалы от любопытных глаз прихожан. Это была легкая, кованая переносная перегородка, иногда дополняемая большой занавесью. Священнослужители легко проходили внутрь, к алтарю. Чуть позже на перегородки начали устанавливать иконы. Эту перегородку можно назвать предком современных православных иконостасов, а ряд стал предком деисусного ряда, где ныне мы видим иконы Спаса, Богородицы и Иоанна Предтечи, а дополняют их лики апостолов.
В наше время стандартный иконостас содержит пять рядов. Венчает ряды икон распятие. Под ним:
- праотеческий ряд - Адам, Ева, убиенный их сын Авель и предки Христа. Центральная икона - Новозаветная троица;
- пророческий ряд - Илия, Давид, Соломон и другие герои Ветхого Завета, которые предсказали появление Христа;
- Деисусный ряд. В переводе с греческого «деисус» означает моление. Здесь мы видим в центре фигуру Христа (обычно на престоле). По бокам: Дева Мария, Иоанн Предтеча, далее - архангелы и апостолы;
- праздничный ряд - все великие двунадесятые праздники;
- местный ряд с царскими вратами и иконами святых, которые почитаются в этой местности.
Самым распространенным видом иконостасов в нашей стране является тябловый. Этой конструкции много веков и специалисты заслуженно считают ее одной из самых надежных. Тяблы - это бревна, которые крепятся между северной и южной стенами храма, а затем на бревна укрепляются киоты с иконами.
Резьба
Резьба по дереву - исконно русский промысел. Резьбой украшалась мебель, предметы быта, части домов и зданий (лестницы и перила, наличники). С принятием христианства резьба постепенно перешла и на иконостасы. Однако резьба русских мастеров с точки зрения патриарха Никона была простоватой и он изначально заказывал резные элементы у фламандских мастеров.
Отличительной особенностью фламандской резьбы была воздушность, объем. Мастера могли вырезать знаковые для христианства символы, например, гроздь винограда. Таким образом с резьбой отдельных элементов в виде розеток, лент в русский иконостас вошли элементы барокко. Столбики в тябловых иконостасах сменились на изящные, увитые растительностью или виноградом колонны и перегородки стали выглядеть намного богаче.
Постепенно фламандскую технику переняли отечественные зодчие и барочных перегородок стало еще больше.
В наши дни иконостасы с элементами барокко так же изготавливаются в иконописных мастерских, но элементы резьбы изготавливают не вручную, а на станках.