Моторное масло обеспечивает корректную работу двигателя автомобиля. Это вещество создает «масляный клин» между самыми нагруженными деталями вращения – от шеек коленчатого вала и вкладышей до подшипников турбокомпрессора. Масло смазывает все поверхности трения и подшипники, предотвращая износ, отводит тепло, охлаждает трущиеся поверхности, а также:
- удаляет из областей трения продукты механического износа, одновременно донося до фильтра и не позволяя циркулировать по всем системам свободно;
- нейтрализует химически активные соединения;
- удаляет нагар, сажу, нежелательные вещества, которые могут попасть в мотор;
- защищает узлы силового агрегата от коррозии.
Виды продукции
Все смазочные материалы делят на три группы по их основе: минеральные, синтетические, полусинтетические.
Минеральные
Минеральные масла (слово Mineral в маркировке) получают методом прямой перегонки нефти. Это дешевый продукт, оптимальный для использования на старых или изношенных силовых установках. Особенность – образование достаточно толстой смазочной пленки на деталях. Однако этот вариант смазки серьезно зависит от температуры окружающего воздуха. Чем воздух холоднее, тем быстрее густеет смазка и, наоборот: становится излишне жидкой по мере повышения окружающей температуры.
По словам экспертов 1ak.ru, такие разновидности моторных масел редко используются в чистом виде, так как не способны обеспечить выполнение требуемых задач. Чтобы выполнять все функции, масло должно содержать присадки , концентрация которых может составлять до 15% от объема продукта. А натуральная минеральная основа удерживает их плохо, смазка быстро теряет свои качества. Вследствие этого присадки откладываются в двигателе и других узлах, забивают фильтр, ухудшают смазку, препятствуют нормальному охлаждению.
Синтетические
Синтетические виды масел для двигателя автомобиля созданы на основе продукта, синтезированного не из нефти, а из ее производных. Широкий температурный диапазон применения масла делает его универсальным для применения как в жару, так и минусовую температуру. При этом свойства сохраняются даже в сложных условиях работы.
Последнее актуально для автомобильных моторов, которым свойственна высокая рабочая температура и минимальные зазоры в парах трения. Смазки синтетического происхождения:
- надежно защищают силовую установку;
- препятствуют появлению нагара;
- очищают двигатель изнутри.
Продукт имеет недостаток – он серьезно дороже минеральных аналогов, однако качество оправдывает цену. Узнают по словам Sintetic либо Fully Sintetic в названии.
Полусинтетические
Обозначаются словом Semi-Synthetic и по сути являются смесью синтетического и минерального масла, причем второе в нем «солирует», составляя до 80% массовой доли. Но даже оставшиеся проценты синтетической составляющей позволяют продукту работать лучше и стабильнее.
Другие классификации
В зависимости от концентрации включенных в состав добавок, масла выполняют следующие функции:
- моющие – снимают отложения с деталей;
- вязкостные – нормализуют вязкость вещества при смене температур;
- антипенные – предупреждают взбивание смазки движущимися элементами машины с превращением в масляную эмульсию;
- противозадирные и стабилизирующие марки (улучшают смазывающие качества масла);
- антиокислительные – для нейтрализации вредного воздействия выхлопных газов.
Также различают типы моторных масел по применению с разными видами двигателей. К примеру, у дизельных моторов смазка контактирует с образующимися при сгорании ДТ веществами и содержит моющие присадки. А марки для турбомоторов сохраняют качества в высокотемпературных режимах, охлаждая нагретые до критических температур подшипники. Такие свойства есть у самых дорогих синтетических марок. Бензиновым двигателям подойдет полусинтетика практически любой торговой марки, главное, чтобы соблюдались требования по вязкостно-температурным характеристикам.
Классификация моторных масел по стандарту SAE делит продукт на категории по вязкости. Стандарты API и ACEA регламентируют характеристики продукции, а также их пригодность для разных моделей бензиновых и дизельных моторов для Америки и Европы соответственно. Нормы ILSAC аналогичны, были разработаны совместно Японским и Американским автомобильными сообществами. Есть свой собственный стандарт в этой области и у России – это ГОСТ, который выделяет виды автомобильных масел по вязкости, рабочему температурному диапазону и другим параметрам.