Моторное масло обеспечивает корректную работу двигателя автомобиля. Это вещество создает «масляный клин» между самыми нагруженными деталями вращения – от шеек коленчатого вала и вкладышей до подшипников турбокомпрессора. Масло смазывает все поверхности трения и подшипники, предотвращая износ, отводит тепло, охлаждает трущиеся поверхности, а также:

  • удаляет из областей трения продукты механического износа, одновременно донося до фильтра и не позволяя циркулировать по всем системам свободно;
  • нейтрализует химически активные соединения;
  • удаляет нагар, сажу, нежелательные вещества, которые могут попасть в мотор;
  • защищает узлы силового агрегата от коррозии.

В современных машинах к смазочным материалам предъявляются жесткие требования. Масла, соответствующие необходимым стандартам качества, предлагает 1ak.ru.

Виды продукции

Все смазочные материалы делят на три группы по их основе: минеральные, синтетические, полусинтетические.

Минеральные

Минеральные масла (слово Mineral в маркировке) получают методом прямой перегонки нефти. Это дешевый продукт, оптимальный для использования на старых или изношенных силовых установках. Особенность – образование достаточно толстой смазочной пленки на деталях. Однако этот вариант смазки серьезно зависит от температуры окружающего воздуха. Чем воздух холоднее, тем быстрее густеет смазка и, наоборот: становится излишне жидкой по мере повышения окружающей температуры.

Такие разновидности моторных масел редко используются в чистом виде, так как не способны обеспечить выполнение требуемых задач. Чтобы выполнять все функции, масло должно содержать присадки , концентрация которых может составлять до 15% от объема продукта. А натуральная минеральная основа удерживает их плохо, смазка быстро теряет свои качества. Вследствие этого присадки откладываются в двигателе и других узлах, забивают фильтр, ухудшают смазку, препятствуют нормальному охлаждению.

Синтетические

Синтетические виды масел для двигателя автомобиля созданы на основе продукта, синтезированного не из нефти, а из ее производных. Широкий температурный диапазон применения масла делает его универсальным для применения как в жару, так и минусовую температуру. При этом свойства сохраняются даже в сложных условиях работы.

Последнее актуально для автомобильных моторов, которым свойственна высокая рабочая температура и минимальные зазоры в парах трения. Смазки синтетического происхождения:

  • надежно защищают силовую установку;
  • препятствуют появлению нагара;
  • очищают двигатель изнутри.

Продукт имеет недостаток – он серьезно дороже минеральных аналогов, однако качество оправдывает цену. Узнают по словам Sintetic либо Fully Sintetic в названии.

Полусинтетические

Обозначаются словом Semi-Synthetic и по сути являются смесью синтетического и минерального масла, причем второе в нем «солирует», составляя до 80% массовой доли. Но даже оставшиеся проценты синтетической составляющей позволяют продукту работать лучше и стабильнее.

Другие классификации

В зависимости от концентрации включенных в состав добавок, масла выполняют следующие функции:

  • моющие – снимают отложения с деталей;
  • вязкостные – нормализуют вязкость вещества при смене температур;
  • антипенные – предупреждают взбивание смазки движущимися элементами машины с превращением в масляную эмульсию;
  • противозадирные и стабилизирующие марки (улучшают смазывающие качества масла);
  • антиокислительные – для нейтрализации вредного воздействия выхлопных газов.

Также различают типы моторных масел по применению с разными видами двигателей. К примеру, у дизельных моторов смазка контактирует с образующимися при сгорании ДТ веществами и содержит моющие присадки. А марки для турбомоторов сохраняют качества в высокотемпературных режимах, охлаждая нагретые до критических температур подшипники. Такие свойства есть у самых дорогих синтетических марок. Бензиновым двигателям подойдет полусинтетика практически любой торговой марки, главное, чтобы соблюдались требования по вязкостно-температурным характеристикам.

Классификация моторных масел по стандарту SAE делит продукт на категории по вязкости. Стандарты API и ACEA регламентируют характеристики продукции, а также их пригодность для разных моделей бензиновых и дизельных моторов для Америки и Европы соответственно. Нормы ILSAC аналогичны, были разработаны совместно Японским и Американским автомобильными сообществами. Есть свой собственный стандарт в этой области и у России – это ГОСТ, который выделяет виды автомобильных масел по вязкости, рабочему температурному диапазону и другим параметрам.