Юрий Стальгоров — главный инженер Камышинского кузнечно-литейного завода c 1980 по 1986 годы. Он написал книгу воспоминаний «Кто я?», выдержки из которой ИНФОКАМ опубликует в нескольких материалах. Дело в том, что в заключительной части автобиографии Стальгоров рассказал о Камышине и своем опыте работы на кузнечно-литейном заводе в должности главного инженера и об опыте руководства вновь образованным заводом «БиМет» (такой был короткое время в Камышине).

В его воспоминаниях — череда городских руководителей: Прошакова, Алферов... Упоминается Махарадзе Валерий Антонович, бывший директором стеклотарного завода с 1985 года, председателем горсовета (1987 год), директором кузлита (с 1988 года, поскольку в горсовете не понравилось!) и ставший позже ближайшим помощником Ельцина в должности начальника контрольного управления при президенте РФ. Сегодня мы опубликуем небольшое воспоминание автора о Камышине тех лет…

kuzlit
Вид на строительство кузнечно - термического корпуса. 1980 г.

Я знакомился с Камышином. Это город областного подчинения, в то время население насчитывало 120 тысяч человек. В городе существовали свои городские власти: горком КПСС, городской совет, исполком горсовета. Соответственно, первый секретарь горкома партии и председатель горисполкома. Первым секретарем горкома партии в то время была бывшая ткачиха Прошакова, вторым секретарем горкома партии был Константин Георгиевич Ястребов. До Камышина он жил в Волгограде. Я знал его, и там несколько раз мы совместно работали в комиссиях обкома партии.

Основным предприятием был Камышинский хлопчатобумажный комбинат, на котором работало 12 тысяч человек. ХБК был построен в 60-х годах, основные кадры — профессионалы, приехавшие в Камышин из Ивановской области. Известно, что в Иваново, как и в Ивановской области, расположена практически вся ткацкая промышленность Советского Союза.

Город Камышин расположен в устье реки Камышинки, которая впадает в Волгу. После создания Волжского водохранилища уровень воды в Волге в Камышине стал выше на 14 метров, и устье реки Камышинки превратилось в широкую, примерно 300-метровой ширины бухту. На левом берегу этой бухты расположился речной порт. Он получился глубоководным, и туда заходили даже морские корабли из Египта с хлопком для ХБК. Причалом для пассажирских речных судов был дебаркадер.

Камышин, 1980-е годы (автор Кирилл Нестеров)
Камышин, 1980-е годы (автор Кирилл Нестеров)
Камышин, 1980-е годы (автор Кирилл Нестеров)
Камышин, 1980-е годы (автор Кирилл Нестеров)

Причальные сооружения строились заранее. Жители Камышина смеялись, что эти сооружения висят в воздухе, и вода никогда туда не придет, но с заполнением водохранилища все встало на свои места. Левобережная часть Камышина выше правобережной на 90 метров. На левобережье построены ХБК, крановый завод, а также жилые кварталы и больничный комплекс №2. Помимо этого на левом берегу находится городская теплоэлектроцентраль (КамТЭЦ), от которой осуществляется тепло — и электроснабжение левобережной части города. Энергоснабжение правой же части Камышина осуществлялось посредством 22 небольших районных котельных. На правобережье располагаются завод торгового оборудования, рыбзавод, военно-инженерные училища, военный госпиталь и больничный комплекс №1, а также городской продуктовый рынок. Через бухту перекинут мост, соединяющий две части города.

Въезд с нижней части города на возвышенную осуществляется двумя автодорогами. От железнодорожного вокзала, который находится внизу, вернее, от привокзальной площади вверх под железнодорожный мост уходит улица Некрасова. В западной части города поднимается вверх другая улица — Текстильная. На самом юге города расположена исправительная колония ЯР-154/8 и городские канализационные очистные сооружения.

Вверх по Волге почти сразу за городом находится городской водозабор, откуда из реки уходят в город трубопроводы волжской воды. Здесь же, сразу за водозабором находится так называемая Черная гряда — фактически черноземный участок земли, где располагается достаточно большой дачный поселок. Там же начинаются огромные сады садоводческого совхоза имени Мичурина. На земельном участке Черной гряды еще до Октябрьской революции выращивались овощи.

В городе имеется стеклотарный завод, основанный еще в XIX веке. Он прошел серьезную реконструкцию, хотя многие здания остались старыми. На нем работало около 1,5 тысяч человек. Этот завод располагался почти на берегу Волги. Там же была нефтебаза и небольшой консервный завод.

Город Камышин с одной стороны ограничен Волгой, с другой стороны — шоссейной дорогой республиканского значения «Волгоград-Сызрань». За этой дорогой на северо-западе Камышина находится промзона, где располагались завод по ремонту газоперекачивающего оборудования, завод слесарно-монтажного инструмента, и к концу промзоны располагался кузнечно-литейный завод.

На правом берегу бухты Камышинки и по берегу Волги построена бетонная набережная с небольшим, высотой 1 метр, ограждением, но со стороны воды. На набережной реки Волги вечерами отдыхают жители, там устраиваются эстрадные концерты и другие развлечения. Кстати говоря, несмотря на то, что город стоял в устье реки, официальных благоустроенных пляжей ни на Волге, ни на Камышинке не было, и горожане купались кто где хотел. Вблизи набережной Волги построена 10-этажная гостиница «Опава» — город Камышин являлся побратимом города Опавы в Чехословакии.

В Камышинском районе, в селе Антиповка, расположенном на берегу Волги в 60 километрах от Камышина в сторону Волгограда, словаки строили буровые установки для добычи газа. И также они строили жилые дома в Камышине. Практически полностью такими домами застроен шестой микрорайон, и несколько домов были построены в пятом микрорайоне. В северной части Камышина, вблизи Черной гряды был целый словацкий строительный городок. Словаки же и построили завод «Ротор» по ремонту газоперекачивающего оборудования.

В Камышин заходит тупиковая железнодорожная ветка от узловой станции Петров Вал, которая находится в 14 километрах от Камышина. Эта железнодорожная ветка была построена в 1913 году, она доходит до самого берега Волги, где расположена нефтебаза. От Петрова Вала до Камышина ходит пригородный поезд из 5 или 6 вагонов три раза в сутки. Один раз в сутки из Камышина в Москву идет пассажирский поезд Камышин — Москва и Москва — Камышин. Этот поезд приходит в Москву на Павелецкий вокзал, едет он до Москвы очень долго — более суток.

...Камышинский кузнечно-литейный завод — проект 1968-го года. Завод спроектировали и стали строить в противовес ранее выстроенному хлопчатобумажному комбинату, где большинство работников были женщины. А профессии на Кузлите в основном мужские. Говорят, что это Правительство СССР, таким образом, пыталось решить демографическую проблему города Камышина. На камышинском ХБК работало около 12 000 человек – абсолютное большинство женщины. Кузлит проектировали на 10 000 рабочих – абсолютное большинство мужчины.

Кузлит располагался в Северо-западной части Камышина в т.н. промзоне. Промзона начиналась от магистрального шоссе Волгоград — Сызрань в сторону станции Петров Вал. Первым заводом, с которого начиналась промзона, был завод по ремонту газоперекачивающего оборудования. Этот завод строили словаки. Вместе с заводом они застраивали жильем и инфраструктурой один из микрорайонов Камышина. Дома строились девятиэтажные по словацкому проекту. Все конструктивные элементы домов изготавливались на специальном полигоне, который построили словаки на окраине Камышина. Там же располагался словацкий небольшой жилой поселок. В промзоне уже был построен и работал завод слесарно-монтажного инструмента (около 2000 рабочих). За заводом СМИ располагалась площадка для камышинского Кузнечно-литейного завода, 83 гектара. На апрель 1980-го года, на Кузлит была проведена железная дорога и выстроена станция Металлургическая. И станция и железнодорожные пути числились за заводом, их эксплуатировал заводской персонал. В составе Кузлита был железнодорожный цех.

Уже была также построена электроподстанция на 250 мг/Герц. Пока она еще числилась за заводом, и ее обслуживал заводской персонал. На эту подстанцию подходило напряжение 220 к/Вольт по линии Курдюм-Камышин. Заводская подстанция назвалась «Литейная» и от нее запитывалась также городская камышинская электросеть (6 к/ Вольт), а также газодобывающий и газоперерабатывающий комплекс в селе Антиповка Камышинского района, 30 км от Камышина.

На заводе строился комплекс литейных цехов: чугунолитейный цех №1 и №2 (200 000 тонн литья в год), цех алюминиевого литья (30 000 тонн отливок в год), цех бронзовых втулок (20 000 тонн в год). Строились также три кузнечных цеха – 100 000 тонн горячих штамповок в год. В проекте завода было также строительство городского водоканала: водозабор и водоочистные сооружения на 90 000 к/м воды в сутки, канализационные очистные сооружения (КОС) на 120 000 к/м стоков в сутки. Проектом предусматривалось также строительство больничного комплекса: больница на 500 мест с поликлиникой на 1000 посещений в сутки. В проекте было заложено строительство жилья на 40 000 человек (10 000 работающих, коэффициент семейственности 4). Жилье строилось на 80%, т.е. для 32 000 человек. Жилье строилось с объектами соцкультбыта. В проекте было пять детских комбинатов (садик и ясли), три средние школы.

Для завода строился также техникум на 500 студентов, ПТУ на 300 учащихся. Город выделил для строительства жилья два микрорайона: первый и пятый. Вместе с жильем строилась и инфраструктура, т.е. строились электроподстанции, ЦТП, канализационные насосные, а также все сети: сети теплоснабжения, сети ГВС, водопровод, канализация.