До наших дней вызывают любопытство странные, а порой просто зловещие обычаи славян — от Сербии до Урала. Например, поливание могилы утопленника водой. Это ритуал был описан не только историками и этнографами — в газетных заметках его можно найти вплоть до 1970-х годов.

В 1975 году, в период расцвета СССР и отречения от каких бы то ни было суеверий, на Южном Урале родственники самоубийцы остановили группу женщин в ночных рубахах, которые несли 40 ведёр воды на его могилу. Женщины молили о дожде — стояла страшная засуха, а подобный обряд, по их мнению, мог вызвать дождь. В заметке поясняется, что утопленника не нашли, и выбор пал на самоубийцу, что тоже дозволялось обычаем. Согласно поверьям, для обряда подходили так называемые заложные покойники (умершие неестественной смертью): утопленники, самоубийцы или, например, опойцы — так называли тех, кто опился до смерти алкоголем).

В Поволжье засухи были великим бедствием во все века. Они несли с собой не только гибель урожая и нищету, но и самое страшное — голод. В июне 1912 года газета «Саратовский вестник» рассказала о случае, произошедшем в селе Верхняя Добринка Камышинского уезда. Заметка называлась «За дождём».

В тот год засуха стояла с 3 мая. Целый месяц. Добринцы направились к местной жительнице Анисье Рыковой, которая «была сведуща в этих делах, ведь раньше она с другими женщинами вылила 9 вёдер воды на могилу опившегося крестьянина Суворова, после чего дождь шел трое суток».

Анисья согласилась помочь и рассказала, что поливать нужно могилу могилу опившегося или утопленника. Воду нужно лить туда, где ноги, и говорить: «На тебе твоё, а нам отдай наше!». Женщины решили использовать для обряда место последнего приюта утонувшей зимой учительницы. 2 июня в 12 часов ночи они пришли на кладбище и вылили на могилу учительницы 9 ведер воды. Корреспондент завершил свою заметку с юмором: «Трава на могиле зазеленела, а дождя всё нет».

Добавим, что обычай поливать могилу произошёл от куда более зловещего мероприятия, связанного с выкапыванием покойника. Одно из преданий в своей книге «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» поведал исследователь края Александр Минх:

«Народное суеверие: стоит сушь — надо выкопать опойцу с кладбища и бросить в воду или овраг… Летом 1864 года рабочий утром заметил в господском пруду торчащие из воды ноги. Позвали старосту и стариков, вытащили из воды гроб и торчащего из него мертвеца. Оказалось, что на кладбище разрыта могила, покойник был сильный пьяница. Желая вызвать дождь, народ утопил покойника-пьяницу».

Народное суеверие приписывало опойце способность выпивать всю влагу из почвы в той местности, где его похоронили, а также и воду из облаков. Страшным обрядом народ разрывал порочную цепь: в той же Саратовской губернии, в деревне Андреевке, в одну из засух опоицу выкопали из могилы и сбросили в овраг. Как сообщает Минх, «следствие не открыло виновных».