Август-сентябрь в Камышине — это время «аллергенной атаки». В городе, прямо на улицах, на пустырях и на окраинах цветут злостные агрессивные сорняки. Именно так экологи и ботаники называют группу растений, среди которых попавшие в Россию из Америки циклахена дурнишниколистная, амброзия гололистная и амброзия полыннолистная.

В проявлении аллергии многие традиционно обвиняют амброзию. Это не совсем правильно. Амброзией зачастую ошибочно именовали другое растение – циклахену дурнишниколистную. Именно это американская «пришелица» достигает двух метров высоты и образует соцветия в виде пирамидальных метелок. Ну а насчет того, что она действительно «дурнишниколистная», любой камышанин знает с детства: стоит растереть ее лист между пальцев и понюхать. Бр-р-р, отвратительно!

Добавляет аллергенов в копилку и наша родная российская лебеда. Она же марь белая, ареал произрастания которой охватывает степи Поволжья. В этой траве столько пыльцы, что легко испачкать брюки или джинсы.

Этот аллергенный «квартет» во время цветения испускает в воздух облака пыльцы и приносит жителям сел и городов немалую головную боль. В самом прямом смысле слова. Дело в том, что пыльца этих трав вызывает болезненно повышенные аллергические реакции организма: в период цветения аллергик становится неработоспособным — распухает нос, ручьем текут сопли, краснеют, чешутся и слезятся глаза... Больного терзает кашель и зуд в носоглотке. Реже проявляются симптомы и посерьезнее: повышение температуры, головная боль. Циклахену именуют «биологической катастрофой», потому что оно способствует развитию серьезных аллергических заболеваний — например, бронхиальной астмы.

«Хожу, как в вакууме»

На электронную почту infokam.su пришло письмо. «Не секрет, что август самый пик сезона для аллергиков, так называемая сенная лихорадка, а потому хочу поделиться своей (но думаю и не только моей) проблемой, — пишет Маргарита. — Дворы запущены, трава стоит выше колен, а в некоторых дворах и выше пояса, — в частности, дом № 4 по ул. Пролетарской (даже детская площадка вся заросла). Я живу по ул. Петровской, прилегающей к 3 мкр., ходить на работу просто невозможно, нужно пробираться сквозь траву. Правда, небольшие стежки все-таки есть, но это не спасает. Пытались бороться собственными силами, звонили в «Чистый двор», где нам ответили: «Дворы постоянно осматриваются, все окошено и вообще, что Вы хотите, у нас три косаря на весь город!». В прошлом году такого не было, действительно все было убрано, с утра слышался звук косилок, сейчас же тишина!»

«Уже никакие антиаллергические средства не помогают, ходишь как в вакууме, заложены нос, уши, глаза чешутся, горло, самочувствие отвратительное. У кого такая аллергия, а это большая часть населения, тот понимает, о чем я говорю», — признается автор письма.

Картина складывается интересная. Жители пятого микрорайона жалуются, что у них косят траву с раннего утра даже по выходным, когда большая часть трудящихся хочет поспать подольше. А на другой стороне речки Камышинки, получается, тишина?

Между тем вопрос загрязнения воздуха пыльцой сорных трав, произрастающих в городе, неоднократно поднимали журналисты и общественность. В частности, в СМИ (в том числе на infokam.su) не раз выступала кандидат биологических наук, инженер городского зелёного строительства Н. И. Ляшенко.

Главной мерой борьбы с сорными растениями в черте города, как мы уже отметили выше, является скашивание. К сожалению, этот агротехнический метод борьбы с сорняками далеко не повсеместно проводится с должной ответственностью.

Кроме того, мнения жителей Камышина разделились. Часть горожан вообще не видит смысла косить бывшие газоны, на которых не растут сорные травы. Зачем, к примеру, косить разнотравье на площади Павших борцов, где цвел цикорий, или вдоль улицы Базарова в 5 мкр., — не совсем понятно. Газонную траву (ну, или ее остатки, выжженные камышинским солнцем) окончательно сгубить легко, а на ее место как раз-таки приходят агрессивные сорняки.

Как бороться?

Наука сказала свое слово и в этом деле. Предложен высокоэффективный, экологически чистый вид борьбы. Это так называемый биологический метод. Суть его проста: на участке, ранее заполоненном сорными травами, высевается смесь многолетних трав. Получается самый обыкновенный, а при стрижке и добротном поливе радующий глаз газон. Заметьте, там, где в городе худо-бедно, но разбиты газоны, давно нет никакой циклахены. Американская гостья попросту не может укорениться среди наших родных овсяницы, полевицы и других трав. 

Однако в биологическом методе борьбы есть большое «но»: вырастить газон в Камышине и поддерживать его в должном состоянии — это титанический труд. К тому же требуется поливная система. Например, как в парке Победы у администрации. Иначе газон, как на улице Базарова, посаженный с завозом земли в 2006 году, попросту сойдет на нет. Хотя свою защитную функцию от сорных аллергенных трав еще будет выполнять достаточно долго.

Как-то я адресовал вопрос о газонах представителям администрации, на что получил ответ, вроде «потребуется много усилий как в обеспечении поливной водой, так и завозом грунта, кошением и заготовкой необходимых семян растений». Поэтому в Камышине по-прежнему применяют лишь агротехническую меру — сорные травы косят.

Увы, зачастую не своевременно и на ограниченных площадях. Поэтому у камышан возникает вопрос: есть ли в администрации города соответствующие службы, которые контролируют своевременность, качество и повсеместность агротехнических мер борьбы с сорными травами, не только на центральных улицах и площадях? Почему в 5 мкр травы покосили, а двор у дома № 6 на улице Пролетарской «потонул» в траве? Ведь в этом вопросе важен охват территории — циклахену и амброзию встречают как в спальных районах, так и в центре.

Тем временем камышан-аллергиков, как отмечают врачи, становиться все больше. И письмо Маргариты в infokam.su — это не просто просьба что-то прояснить, а вопрос сохранения работоспособности и поддержания комфортных условий для жизни.