7 сентября 2013 года трехпалубный пассажирский теплоход «Родная Русь» потерял управление и уткнулся носовой частью в берег Волгоградского водохранилища.  Чрезвычайное происшествие случилось около села Щербаковка Камышинского района Волгоградской области.

В момент происшествия на борту судна находилось 207 пассажиров и 43 члена экипажа. К счастью, никто серьезно не пострадал. Вопреки предварительной информации, экипаж был трезв, а причиной столкновения стала неисправность руля. Поэтому теплоход сделал несколько виражей на реке, отчего случайным свидетелям показалось, что экипаж, наверное, в стельку пьян. Освидетельствование в наркологии Камышина показало отсутствие алкоголя в крови капитана и членов экипажа.

Изначально и до 2004 года судно носило название «Клемент Готвальд» и работало в Волжском пароходстве. С 2005 года судно называлось «Профессор Лукачев», затем - «Екатерина Великая» и, наконец, «Родная Русь».

Это далеко не первое ЧП на волжских просторах на так называемом «камышинском плесе». В августе 1886 года новый пароход «Вера» сгорел около Ровного, на Камышинском плесе. Пароход «Вера» принадлежал компании «Самолет». Кстати, фраза «Самолетом до Самары» в те времена означала путешествие по Волге пароходом этой компании.

Трагедия произошла в ночь с 7 на 8 августа из-за нарушения правил пожарной безопасности. Возгорание, как потом сообщили выжившие, началось из рубки первого класса. Пожар быстро стал распространяться по пароходу. Спасаясь от огня, два кочегара попытались одновременно вылезти в окно из горящего машинного отделения, но застряли и сгорели заживо. Пассажиры выбегали из кают на палубу, но и здесь не всегда удавалось спастись. Многие прыгали в воду... К сожалению, двигатель не был заглушен: люди попадали под колеса парохода и получали увечья. Доплыть до берега у них не хватало сил. Как и у многих женщин и детей. На следующий день десятки трупов были выловлены в Волге рыбацкими сетями.

Всего погибли более 200 пассажиров. Трагедия потрясла Россию. Сделав выводы, губернатор Н. М. Баранов подписал распоряжение о создании противопожарных мероприятий. Этот пожар ускорил создание речных школ, первым из которых стало нижегородское речное училище имени Кулибина.

7 октября (24 сентября) 1905 года газета «Биржевые ведомости» (Санкт-Петербург) сообщала: «23-го сентября. Сегодня в 20-ти верстах от города Камышин на пассажирском пароходе общества по Волге «Император Николай Второй» взорвало топку парового котла. Трое из машинной команды убито, 6 пассажиров обварено паром».

Катастрофы по техническим причинам происходили всегда. Наверное, с того времени, как человек изобрел колесо и вставил четыре колеса в первую телегу. Хочется надеяться, что их будет меньше.

К слову, гибель парохода «Вера», если говорить образно, зажег искру таланта замечательного художника, певца волжских просторов, Якова Вебера (1870-1958). Свою первую настоящую картину – красками на холсте – Вебер нарисовал в 1886-ом году. Называлась она «Гибель парохода «Вера». Или «Спасение жертв на корабле «Вера». 16-летний Вебер оказался свидетелем происшествия, и оно произвело на него очень сильное впечатление. С этой картиной будущий художник, родившийся и живший в селе Голый Карамыш (ныне село в Красноармейском районе Саратовской области), поехал поступать в Саратовское Боголюбовское рисовальное училище.

Уже в Саратове Вебер обратился за содействием к бывшему ровенскому аптекарю Замелю. Тот имел знакомства в высоких кругах, и на извозчике привез юношу прямо к директору Радищевского музея. На суд была представлена «Вера» и несколько других картин и эскизов. Не долго думая, директор дал Веберу контрольную работу: сделать две копии с картин. Когда задание было выполнено, он объявил, что берет талантливого юношу младшим служителем музея. Карьера художника началась...