― Кто такой гудит?!

― «Тургенев» из Саратова причаливает!

Были времена, когда в Камышин в районе нынешнего музея и школы-новостройки рядом располагались пристани частных пароходных компаний «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». Тогда гости в Камышин прибывали, в основном, по Волге. А фраза «Самолетом» до Самары!» означала одно: плыть будем на пароходе общества «Самолет». Каждый пароход имел свой гудок, по которому камышане, даже стоя спиной к Волге, безошибочно узнавали, какой именно красавец причаливает к берегу. Сегодня мы расскажем вам историю пароходного товарищества «Самолет»...

Пароход товарищества «Самолет» причаливает к Камышину
Пароход товарищества «Самолет» причаливает к Камышину

Великое начало

В июле 1852 года отставной капитан флота Владимир фон Глазенап подал прошение главноуправляющему путей сообщения о дозволении открыть пароходство между городами Тверью, Рыбинском и Ярославлем. В особой записке по этому поводу фон-Глазенап указывал, что «он имеет в виду доставить публике и рабочему народу» скорое и дешевое сообщение между названными городами.

В феврале 1853 года дозволение было дано, и вслед за этим Глазенап, совместно с титулярным советником Бехагель-фон-Адлерскроном, возбудили ходатайство о разрешении учредить товарищество на паях под фирмою «Самолет», с основным капиталом в 250.000 рублей. Инициаторами дела были заказаны в Бельгии, на заводе «Коккериль», три парохода, а в Твери был заарендован затон, и в нем устроены мастерские для сборки заказанных судов. В январе следующего 1854 года пароходы в разобранном виде были доставлены в Тверь, а уже в апреле вышли в плавание.

В сущности это были длинные (по 22 сажени) паровые лодки с железными корпусами, огромными двигательными колесами по бокам и очень высокими двойными трубами. Пассажирские помещения I и II класса, обставленные мягкими диванами, были в трюмах пароходов: первый класс ― в носу, второй ― в корме. Отапливались каюты железными и чугунными печами, освещались (как и все остальные помещения пароходов) керосиновыми лампами. Само собой разумеется, что в плохую и холодную погоду, когда приходилось топить печи и рано зажигать огонь, ни о чистоте воздуха, ни об особой опрятности в каютах говорить не приходилось.

Пассажиры III класса размещались на палубе ― прямо под открытым небом, ничем не защищаемые ни от дождя, ни от летнего зноя. Но на погодные условия они жаловались не меньше, чем на то, что вылетавшие из труб искры и мелкие угли довольно сильно портили им одежду и багаж.

Пароход товарищества товарищества «Самолет» на цветной открытке «С Волги»
Пароход товарищества товарищества «Самолет» на цветной открытке «С Волги»

Его величество капитан

«Капитаны, ― говорится в одном старом путеводителе по Волге (1880 год), ― изображали из себя очень важных особ и с пассажирами не церемонились. О расписании рейсов не было и помину. Бывало, пароход причалит где-нибудь и стоит час, другой, а иногда и целый день: это капитан отправился на охоту или пошел в гости к знакомому помещику».

В 1862 году общество «Самолет» располагало 25 пароходами, которые ходили по всей Волге. Правда, при этом общество испытывало серьезные финансовые трудности, из-за чего продавало старые и неэкономные суда. Однако этих мер оказалось недостаточно, и «Самолет» решил построить первый американский пароход. Помните, как в песне: «Америка России подарила пароход!» С поправочкой ― «продала». Пароход был заказан в Бельгии на том же заводе «Коккериль». Он получил название «Вера» и вполне удовлетворил общество. Это ясно из того, что оно заказало на том же заводе еще один американский пароход «Великая княгиня Мария Павловна». Такие капитальные вложения начали улучшать экономическое положение «Самолета», когда его неожиданно постигло большое несчастие.

Пожар на камышинском плесе

В августе 1886 года новый пароход «Вера» сгорел около села Ровное, то есть на Камышинском плесе (сегодня Ровное относится к Саратовской области). Как писала столичная пресса, «с массой человеческих жертв». Трагедия произошла в ночь с 7 на 8 августа из-за нарушения правил пожарной безопасности. Погибли более 200 пассажиров. Трагедия потрясла Россию.

Пожар сильно повлиял на дела общества, сократив к нему приток классных пассажиров, которые начали избегать самолетских пароходов. Положение спасла энергия директора-распорядителя общества Г. А. Ратькова-Рожнова. Его начинания в обновлении водного состава поддержало собрание акционеров: было решено заказать заводу «Коккериль» еще одну партию судов.

В Камышин заходили знаменитые «литературные фамилии». Дело в том, что на нижнем плесе (от Нижнего Новгорода до Астрахани) суда носили фамилии писателей: «Пушкинъ», «Лермонтовъ», «Гоголь», «Некрасовъ», «Гончаровъ», «Тургеневъ» и «Крыловъ».

В первую же навигацию по выходе новых судов (1887 год) обозреватель журнала «Русское Судоходство» живописал: «Что касается пассажирского судоходства на Волге, то в настоящее время все газеты переполнены сообщениями о рейсах пароходов с литературными именами: «Лермонтов», «Пушкин» и «Гоголь»... Ожидания публики сбылись, и пароходы эти, по своим удобствам и водворившимся на них порядкам, не оставляют желать ничего лучшего, как об этом единодушно заявляется всеми местными газетами... Тип новых пароходов о-ва «Самолет» может быть признан незаменимым для Волги».

К национализации речного флота в 1918 года «Самолет» имел 42 парохода. На самолетских пароходах ездили в I классе, в основном, люди деловые, мало обращавшие внимание на комфорт, ― купцы, чиновники, управленцы, странствующие артисты. Во II классе ― священники, отставные чиновники, младшие офицеры, студенты и мелкие торговцы. Барыни ездили на самолетских судах редко, считая их опасными и неинтересными. Пароходы этой фирмы не отличались роскошной отделкой, некоторые из них были довольно тесны, да к тому же стол на пароходах, как пишут, был не очень хорош. Основным преимуществом «самолетов» считалась их относительно высокая скорость, что полностью оправдывало название.

О том, как предки благоустраивали набережные, ИНФОКАМ рассказал в следующей статье.