Тот самый «портновский» дом…Небольшое предисловие…
В 2001 году в газете «Диалог» вышел мой материал «Пройдусь я по Саратовской, сверну на Бородинскую. Прогулка по старому Камышину с Домиником Гольманом». В ней я цитировал воспоминания Гольмана: «Зиньковский был помещик и предводитель дворянства камышинского уезда…» Через месяц в газету пришло письмо следующего содержания:

«Уважаемый Л. Смелов! Друзья-камышане прислали мне номер с Вашей статьей «Пройдусь я по Саратовской, сверну на Бородинскую...» (кстати, почему бы не вернуть старые названия?). Представлюсь: я внук того самого Зиньковского (звали его Тимофей Константинович). Фамилия у меня мамина (она, выйдя замуж, ее не меняла).

Спасибо Вам — пусть юные Камышине знают историю своего города.

Хочу сообщить Вам, что у меня о моем деде несколько другие сведения. Т. К. Зиньковский не был помещиком: помещиком был его тесть Виктор Николаевич Ткаченко, дом которого сохранился (в нем тубдиспансер). Не был он и уездным предводителем дворянства: им был Готовицкий (не помню его имени и отчества). Т. К. Зиньковский был председателем земской (может быть, городской?) управы. Кстати, в доме управы, построенном в 1901 году, у деда была квартира, в которой в том же 1901 году родилась моя мама (она умерла 15 лет назад). Не успел я ее хорошенько расспросить о родах Зиньковских и Ткаченко. Теперь жалею. Если не трудно, то сообщите, пожалуйста, что Вы еще знаете о Зиньковских и Ткаченко.

Заранее благодарный Михаил Михайлович Зиньковский, отставной подполковник».

Великое дело: обратная связь! Сразу чувствуешь перекличку времен и поколений. Действительно, как установил краевед Е. В. Хорошунов, Тимофей Константинович Зиньковский не был ни помещиком, ни предводителем дворянства, как его назвал в воспоминаниях Д. Гольман. Видимо, причина ошибки крылась в том, что Гольман написал свои воспоминания уже в преклонном возрасте. Восстановим справедливость! Расскажем о двух замечательных людях Камышина — купце II гильдии, городском главе В. Н. Ткаченко и председателе земской управы Т. К. Зиньковском. А поможет нам в этом наследница Ткаченко по линии Портновых Ирина Николаевна Ментюкова.

Итак, Виктор Николаевич Ткаченко, купец, гласный (депутат) городской Думы. Держал лесопильный завод, на котором трудилось 89 человек, и пароводяную мельницу, но при этом, как пишет газета «Волжские дали» (1912 год) «…церковный староста, ревнитель церкви. Его трудами украшен Старый собор и реставрирован». В 1906 году Виктор Николаевич был избран городским головой. На одном из заседаний Думы он тяжко вздохнет по этому поводу: «Невелика честь быть избранником не всего народа, а только кучки богатых горожан!» Трехэтажный особняк Ткаченко до сих пор возвышается на левом берегу Камышинки при впадении ее в Волгу (ныне здесь, как справедливо отметил Михаил Михайлович Зиньковский, разместился тубдиспансер).

У Ткаченко было три дочери, одна из которых — Евлампия — в 1899 году стала женой частного поверенного (частного адвоката по гражданским и уголовным делам) Тимофея Константиновича Зиньковского. Сам же Зиньковский в 1906 году был избран председателем земской управы. У Тимофея Константиновича и Евлампии Викторовны родилась дочь Зоя, ставшая впоследствии мамой Михаила Михайловича Зиньковского, автора письма. Зоя Тимофеевна действительно родилась в Земском доме, ведь здесь «…верхний этаж занимает помещение земской управы, квартира воинского представителя и председателя управы». Так описывает расположение помещений журнал «Нива» (1901 год).

Идем дальше… Сестра В. Н. Ткаченко — Ольга Николаевна (прапрабабушка нашей собеседницы Ирины Николаевны Ментюковой) — в 1884 году вышла замуж за Николая Александровича Портнова. Двухэтажный особняк на пересечении улиц Зеленой и Царицынской (Советской), где жила семья, старожилы до сих пор называют «портновским домом». О том, кем был Николай Александрович, можно судить по фотографии, хранящейся в личном архиве Ирины Ментюковой. На обороте сохранилась надпись « ...родился 1855 года, февраля 9 числа, тезоименитство мая 9 числа. В военной службе с 1877 года. Унтер-офицером с 1878 года». Выйдя в отставку, Николай Александрович занимался торговой деятельностью. Шесть лет они были с женой бездетны, поэтому взяли на воспитание сироту. В 1890 году в семье родился первый ребенок — дочь Александра (прабабушка Ирины). Она получила домашнее образование и вышла замуж за камышинского мещанина А. А. Пищулина. В личном архиве Ирины Ментюковой также сохранился паспорт, выданный 1 сентября 1916 года, православной замужней мещанке города Камышина Александре Николаевне Пищулиной с детьми на право выезда в города и селения Российской империи. Паспорт выдан Камышинской мещанской управой сроком на один год, до 1 сентября 1917 года.

Прадед Ирины Ментюковой — Василий Ширякин — трудился управляющим у одного из купцов Альтуховых, получая 25 золотых рублей. Жил он на улице Красной, в доме 56.

Такова (весьма краткая!) история удивительного человеческого род Ткаченко-Портновых. Поверьте, если проследить другие ветви родового древа, то не хватит целой книги. Удивительные люди, сильные личности… Их помнят!