Экзит-полл (англ. Exit poll — опрос на выходе) — используемая в мировой социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования. Основными задачами экзит-поллов являются получение возможности оперативных прогнозов исхода выборов и накопление статистических данных об электорате.

В Камышине во время выборов Президента России и главы города также проводился экзит-полл. Один из его участников, Егор Ручников, поделился с infokam.su впечатлениями от этой работы, камышан и их восприятием опроса.

«В день выборов я проводил опрос экзит-полл, — пишет Егор. — И составил «Топ 3» ответов на вопрос: "Могли бы вы сказать, за кого проголосовали?" Законопослушные и социально ответственные граждане, в большинстве случаев, неохотно рассказывали, за кого они голосовали на выборах. И это понятно. Во-первых, это их личное мнение, которое они бы не хотели особо распространять, а во-вторых, никто не обязан отвечать на такой вопрос, без всякого объяснения причин.

Лишь единицы просто отвечали: «Нет». Большинство начинало объяснять, почему они не хотят ответить, а некоторые даже пытались доказать, что этот опрос незаконен. Правда, после того, как им задавался встречный вопрос о том, чтобы они назвали пункт в Конституции, по которому нельзя проводить этот опрос, они быстро убегали, что-то бубня себе под нос. Честно сказать, законы я тоже не знаю, но все мои попытки найти закон, запрещающий это действие, были безрезультатны. Так вот самые интересные ответы, на вопрос: «Почему я не могу сказать, за кого я проголосовал?»:

Самый популярный ответ: «Нельзя». Причем многие произносили это слово с такой интонацией, как будто им задавали какой-то очень интимный вопрос. Такие люди были приятны для общения: кто-то начинал спрашивать, не холодно ли тебе тут стоять, другие — сетовали на маленькую стипендию студентов, из-за которой нам приходиться стоять на морозе и проводить такие опросы. Для них выборы – это что-то очень личное, и об этом никому нельзя рассказывать. Они очень гордятся тем, что имеют возможность выбирать и пользуются ей всегда.

Второй по популярности — ответный вопрос: «Зачем?». Причем половина произносит это слово как риторический вопрос, очень грустно и протяжно, а вторая половина, в большинстве — это люди пожилые, действительно хотели узнать, зачем это надо, и после объяснения, соглашались рассказать, за кого они голосовали.

Третий по популярности ответ: «Мы не хотим отвечать!» — ну, или «Мы не будем отвечать». Главное здесь слово МЫ. Так отвечали только женщины, которые шли за ручку со своими мужьями. Мужикам были явно пофигу все эти выборы, и их, очевидно, потащили туда жены. Поэтому они даже не пытались возражать своим спутницам и молча проходили дальше. Однако в конце дня, когда у очередной такой пары я спросил стандартный вопрос, могут ли они сказать, за кого голосовали, то по традиции ответила жена, что не могут. Но на удивление, у мужа была другая позиция — он ответил, что, конечно, может, и назвал тех, за кого голосовал. В этот момент так хотелось ему пожать руку и сказать: «Мужик!!!». Аж гордость взяла за мужскую половину человечества.

Еще один ответ, который озвучило несколько человек, мне тоже понравился: «Нельзя говорить, потому что за это посадят!». Видимо, сказывается советское воспитание, потому молодежь так не отвечала.

Вообще недовольных было немного. Один пожилой человек не выдержал и позвал полицейского, чтоб меня прогнали. Дедушка считал, что это не законно. Его можно понять —  интернетом он явно не пользуется, а человек, стоящий с планшетом возле предвыборного участка, обязательно должен вызвать подозрение. Что касается полицейского, то я показал ему документы, он позвонил в территориальную комиссию, ему сказали, что это все законно, и он не стал мне мешать продолжать работать.

В целом же впечатление осталось негативное. Камышане, в большинстве своем, еще не привыкли к таким новшествам и воспринимают их как агитацию, хотя стоило немного подумать и понять, что агитировать человека, который уже отдал свой голос, абсолютно бессмысленно. И самое главное — все пытались нас приписать к власти, хотя нам просто дали возможность заработать, и кто победит нас касалось абсолютно так же, как и любого другого обычного жителя города.

Все ждут с нетерпением результатов экзит-поллов, проведенных по всей стране. Ведь эти результаты предаются огласке значительно раньше официальных и не очень сильно отличаются от них, но вот самим помогать в этом опросе у людей желания нет. Кстати, спасибо всем этим людям за то, что они отвечали не однообразно —  было не скучно стоять —  это очень важно, когда стоишь шесть часов на одном месте».