Само слово "чертежи" произошло от такого слова как "черточка", "черта" и "чернила". Первыми чертежами можно назвать любой схематичный рисунок какого-либо механизма, который позволял бы наглядно увидеть устройство механизма и его принцип действия. Вспомним Циолковского, Давинчи...
Современное машиностроение не может обойтись без чертежей, их сложность и количество на один механизм постоянно растет, а качество постоянно повышается. Это стало возможным благодаря современным прикладным компьютерным программам. Эти инструменты позволяют проектировщику и конструктору выполнять чертежи неимоверной сложности, которые ранее, на кульмане, невозможно было выполнить, да еще и с такой высокой детализацией, качеством и скоростью.
Сами чертежи, это не просто схемы и картинки. Это сложный комплект технической документации, буквально к каждому узлу и детали с подробным описанием шероховатостей, допусков и технических требований. Различные проекционные виды, разрезы и выносные элементы, позволяют понять устройство, принцип сборки и работу механизма перед его воплощением в металле. На сложные детали выполняется различные исполнения, которые, оформляется согласно единой системы конструкторской документации (ЕСКД) упрощенно на одном или нескольких чертежах, без необходимости генерировать лишние ватманы. Неотъемлемой частью любого сборочного чертежа является спецификация, которая может размещаться как на отдельном листе, так и на основном сборочном. В спецификации, согласно позициям, указывается наименование детали, его обозначение и количество. Стандартные изделия в таблице спецификации также указываются в определенном порядке с указанием ГОСТа, сортамента и количества.
Существуют несколько основных видов чертежей конструкторов-механиков (не строительные): монтажный чертеж, чертеж общего вида, сборочные чертежи, детилировочные, схемы, карты и спецификации. Все эти чертежи обязательны при выполнении конструкторской документации на любой станок, подъёмник, стенд, двигатель, автомобиль и т.д.
Чтобы научится читать чертежи, будущий специалист обязан получить специальные знания в ВУЗе или техникуме со специальным уклоном и практическими навыками, хорошо знать такие предметы как "теория механизмов и машин", "детали машин" и конечно черчение. Будущие специалисты обязаны пройти производственную практику на действующем предприятии, где они получат опыт работы с чертежами и механизмами непосредственно от действующих специалистов.
Как вы уже поняли, без чертежей невозможно построить не один механизм, в этих "схемах с размерами" находится огромная информация, буквально каждый параметр и даже материал изделия или его сортамент. Чертежи нужно уметь читать и знать, иначе ничего у вас не получится.
Однако, чертежи нужно уметь не только читать и выполнять, но и выявлять в них ошибки, а это куда более сложная задача. Для этого в проектно-конструкторских отделах существуют специальные люди, как правило это специалисты с огромным опытом и багажом знаний. Эти люди знают алгоритм анализа и проверки чертежей любых узлов и механизмов и выполняют технический и проектный контроль. Нагрузка на этих людей огромная, несмотря даже на то, что современные прикладные программы позволяют осуществлять технический контроль еще на этапе моделей прототипа.
Все что вы носите, всем чем пользуетесь и видите на улицах (кроме природных объектов, таких как деревья, камни, горы, реки - но оно и понятно) существуют чертежи и типовые серии. Поэтому знать как они выполняются и как проверяются должен знать любой специалист и будущий проектировщик и даже простой сварщик!