Сразу же оговоримся, не в «кино», а в «иллюзионе». Или синематографе.

В конце XIX — начале XX века французское слово «синема» не сходило с уст. Оно завораживало и пленяло людей в разных уголках Старого и Нового света. Сказка наконец-то воплотилась в жизнь: мир получил возможность смотреть на себя со стороны на маленьком прямоугольном полотне под тихий скрип вращаемой ручки проектора и аккомпанемент фортепиано. Позже эту сказку назовут миром грез.

Где эта улица?

В Камышине в 1907 году мешанин Григорий Иванович Фадеев открыл первый в городе стационарный синематографический иллюзион (кинематограф) «Патэ». Он располагался на улице Пушкинской (прямо за зданием современного Пенсионного фонда).

Программка синематографического иллюзиона «Патэ»
Программка синематографического иллюзиона «Патэ»

Что же таило в себе столь экзотическое для наших мест название?.. В 1890 году фирму основали два брата парижанина по фамилии Pathe. С 1902 году фирма перенесла свою деятельность в Великобританию, а в 1970 году прекратила свое существование. Осталось лишь знакомое нашим бабушкам и дедушкам слово «патэ-фон». К слову, первый в России кинорепортаж был снят на коронации Николая II операторами именно этой французской фирмы.

Вот так братья Патэ принесли на камышинскую землю удивительный мир братьев Люмьер.

Что показывают?

В Камышинском историко-краеведческом музее сохранилась программка иллюзиона «Патэ», по которой можно узнать много интересного. Например, то, что представление длилось час, из которого 15 минут занимал антракт между сеансами и еще 15 (3 по 5 минут) отводилось на перерывы между отделениями. Итого, на фильмы отводилось ни много ни мало — 30 минут. Заметим, что хронометраж картин в начале XX века составлял от 1 до 4 минут.

В специальном примечании дирекция оставляла за собой право заменять кинокартины. Сегодняшнего зрителя подобное, конечно же, возмутило бы до глубины души, но в то далекое время первых автомобилей, аэропланов и фильмов такая замена не считалась инцидентом...

В программке представлены семь кинокартин. При этом шесть из них отнесены к так называемому «Парижскому репертуару». Это «Хитрость принцессы» (феерия), «Зоологический сад в Лондоне» (с натуры, видовая), две комедии «Любовный дебют» и «Первый полет воздухоплавателя», а также - без описания «Нет средств».

Две кинокартины — по-видимому, самые полнометражные (3-4 мин.) имеют почти покадровое описание происходящих в них событий. Это «Война в Марокко» и «Драма под московских цыган» (стиль сохранен). В первом описании мы видим лишь географию событий и расположение войск. Собственно, все происходящее сводится к последней фразе «множество убиенных». Эдакая предтеча будущих батальных сцен в исторических картинах или даже боевиках. К тому же реклама гласит, что «снято с натуры».

Описание «Драмы...» интересно одним тем, что действие в отличие от остального «Парижского репертуара» происходит в России. Это наше кино! Пользуясь этим, автор программки явно делает упор на национальные чувства: «игра лучших московских артистов и цыган», «...добежав до Москва-реки» и так далее. Между тем разыгранная в фильме история больше смахивает на индийскую мелодраму.

Вкратце дело было так: цыган Алеко имеет две роковые страсти — возлюбленную и карты. Он божится любимой более никогда не садиться за игральный стол, однако «коварный соперник», влюбленный в ту же красавицу, все-таки втягивает его в игру. В итоге, девушка проиграна в карты, но «коварный соперник» ей не мил, а потому она предпочитает смерть. Узнав об этом, Алеко раскаивается и, «добежав до Москва-реки», тоже кончает жизнь самоубийством.

Не дорого ли

И немного о ценах. Они зависели от возраста — детский билет стоил 15 копеек; и места (в зависимости от ряда) — от 20 до 30 копеек. Для сравнения, Управа продавала жетоны для отпуска воды из городского водопровода (норма отпуска — два ведра) за 1 копейку, а проехаться на извозчике за город (самый длинный маршрут) обходилось в 30 копеек.