По мнению ассоциации «Росспецмаш», сборка экскаваторов-погрузчиков на российских предприятиях может значительно замедлиться. Этим мнением ассоциация поделилась с Минпромторгом, когда английская компания JCB заявила о желании заключить специальный инвестиционный контракт.
Слухи о переносе сборки электрических двигателей JCB в подмосковное «Есипово» ходят не первый месяц. Представители Минпромторга уже обсуждали с российским правительством и менеджерами JCB заключение специальных инвестиционных контрактов по телескопическим погрузчикам на особых условиях. В организации уже подготовили документы для регистрации не только таких машин, но и экскаваторов-погрузчиков. Однако после заключения таких сделок рынок столкнется со специфическими последствиями.
Планы по локализации производства
В ассоциации «Росспецмаш» считают, что при создании преимуществ для компании JCB последняя займется не локализацией производства, а рекламой своих машин. С этим мнением можно поспорить, потому что РФ давно поддерживает отечественные бренды спецтехники, но это не привело к полной локализации техники. Стоит уточнить, о каких российских предприятиях идет речь.
«Тверской экскаватор» выпускает оригинальные машины. Но для сборки техники он использует преимущественно иностранные компоненты, потому что в России нет большинства необходимых деталей.
Татарстанское предприятие «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» находится в похожей ситуации и закупает значительную долю компонентов на турецком предприятии Cukurova-Elaz. 9 из 10 запчастей для отечественной спецтехники закупают за рубежом: моторы — в британской компании Perkins, АКПП и мосты — в итальянской компании Carraro.
В машинах, собранных на Ковровском электромеханическом заводе, стоят моторы John Deere или Cummins, немецкие гидравлические системы Bosch-Rexroth, АКПП и мосты Carraro производства Италии.
Акционерное общество «Череповецкий литейно-механический завод» тоже собирает такую технику. Сборка ведется по тому же принципу, что и на белорусском предприятии «Дорэлектромаша». То есть, в число российских компонентов входит кабина оператора, рама, стрелы и ковши. Двигатели организация закупает в Минске, мосты и коробки передач — на итальянской фабрике Carraro.
В России почти нет качественных аналогов европейских комплектующих. Исключение из правила — компания UMG, издавна связанная с «ГАЗом» и его дочкой «Автодизелем», выпускающим моторы ЯМЗ-530.
Переговоры о необходимости локализации сборки итальянских моторов Carraro в Череповце шли в течение десяти лет. Однако планы так и остались планами.
Особенности рынка отечественных телескопических погрузчиков
Ситуация с российскими «телескопами» так же сложна. Подавляющее большинство телескопических погрузчиков Россия ввозит из-за границы.
В РФ неоднократно пытались наладить сборку телескопических погрузчиков. В 1991 году инженеры ЗАО «ВНИИCтройдормаш» собирались запустить сборку российских «телескопов». Первую машину собрали на костромском экскаваторном предприятии «ЭКСКО». Однако образец оказался «сырым», и конструкторам пришлось многое менять. Массовый выпуск машин ЗТМ-213 открыли в 1995 году, но по факту продали только 35 единиц.
Несколько больших успехов в выпуске отечественных «телескопов» добилась компания «ЧЕТРА». В начале 10-х годов предприятие собрало первый агрегат ПТС 4012-201. С виду он очень напоминал европейские машины. Под капотом этого «телескопа» стоял мотор SISU, изготовленный по купленной в Европе лицензии на Владимирском моторно-тракторном заводе. Гидростатическая трансмиссия была разработана конструкторами Красноярского проектно-конструкторского технологического института комбайностроения в тандеме с немецкой компанией по изготовлению карданных валов Walterscheid GmbH и предприятием по выпуску гидравлики Sauer-Danfoss Inc. Российский «телескоп» получил «крабовый» ход. Несмотря на эти успехи, выпуск ПТС 4012-201 прекратили после выхода на рынок единичных опытных образцов.
Краснодарская компания «БДМ-АГРО» в 2018 году планировала наладить выпуск отечественных машин. Однако и эта инициатива осталась нереализованной. На немецкой выставке Agritechnika-2019 завод презентовал прототип «телескопа» ПСТ 3396, который был укомплектован стрелой длиной 960 см. Год спустя на российской выставке «ЮгАгро-2019» продемонстрировали прототип ПСТ 4071, способный поднимать грузы массой 4 т. Оба проекта выглядели перспективными. Минпромторг взял на себя финансирование изготовления машин. Но серийный выпуск техники не был начат. Подходящую для массового производства модель погрузчика анонсировали только в «Объединённой машиностроительной группе».
Владимир Руденко, глава отдела маркетинга на заводе «ОМГ строительно-дорожные машины», рассказал о прототипе телескопического погрузчика UMG TLH 3507, презентованного в Деловом центре Москва-Сити весной 2021 года. Этот «телескоп» рассчитан на поднятие грузов массой 3,5 т на высоту до 7 м. Позже производитель анонсировал четырехтонную модель TLH-4007 и агрегат TLH-3510, способный поднимать грузы массой 3,5 т на высоту в десять метров.
Руденко подчеркнул, что при изготовлении этих машин также используются детали европейской сборки. В UMG TLH 3507 стоит гидравлика марки Bosch-Rexroth, фильтры бренда Donaldson, итальянские мосты Carraro. Директор по маркетингу UMG СДМ отметил, что организация собирается добиться локализации в 80% к середине 20-х годов. Например, в 2022 году «телескопы» UMG получат силовые агрегаты ЯМЗ-534 и кабины, соответствующие всемирным стандартам безопасности: Автодоркомплект