В июле 2010 года по Волгоградской области разнеслась новость: в Щербаковском природном парке, который расположен в 40 км от Камышина, обнаружена новая пещера. Было известных — восемь, открыли — девятую. ИНФОКАМ в составе редактора Леонида Смелова и Виктора Щипова тотчас отправился на место
Куда ж это мы приехали-то, други?
Ураков бугор — пожалуй, самый известный природный и исторический памятник Камышинского района. Возвышающийся над Волгой огромным исполином, он хранит немало тайн, а сказаний о нём так и вовсе не перечесть. А рядом еще знаменитые бугры — атамана волжской вольницы Разина и Настин — по легенде, любимой девушки грозного атамана. И все бугры пронизаны ходами-пещерами. И обо всех них до сих пор идет молва по всей матушке России.
И давно идет. Например, в журнале «Нива» за 1875 год можно прочесть: «На правом берегу Волги много показывают Стенькиных бугров… «Тут Стенька станом стоял, — говорят, — вот здесь шапку оставил, так и зовут это место «Стенькиной шапкой». На том бугре стольничал, там клад положен и заклят. Есть еще на Волге Hаcтина гора. Сам он одно время жил здесь, а Настасья при нём жила».
Пещера, которая не пускала к себе
Обнаруженную пещеру посетили волгоградские (первооткрыватели) и саратовские исследователи. Приехали на место и мы... Но нас ждало разочарование: как сообщил нам главный специалист отдела природоохранных мероприятий парка «Щербаковский» Алексей Капустин, открыла свои тайны (точнее вход!) пещера «Майская», о которой было известно ещё в середины прошлого века. Впрочем, разочарование длилось недолго. Потому что эпитеты «загадочная» и «таинственная» более всего относятся именно к «Майской».
Пещеру «Майскую» («Первомайскую») открыли в 1981 году известный волгоградский спелеолог Михаил Годун, саратовский спелеолог Олег Цой и камышинский историк Геннадий Шендаков. Видимо, пещера требовала, чтобы ей на поклон пришли сразу несколько ученых со всего Поволжья. В тот год волгоградские, камышинские и саратовские спелеологи исследовали пещеры «Старая I» и «Старая II» протяжённостью более 600 метров, следом была исследована пещера «Майская» протяжённостью более 800 метров, а также пещера «Лисья».
— Размеры пещеры оказались впечатляющими для Волгоградской области, — рассказывал автору этих строк историк Геннадий Шендаков. — Только разведанная часть составила 950 м! Форма разведанных подземелий — это что-то около 500 метров — чрезвычайно сложна: узкие переходы шириною до 1,5 метра постепенно расширяются в округлые залы до 4-5 метров в диаметре со сводчатыми потолками. В залах можно стоять в полный рост, но отдельные переходы настолько низкие, что их с трудом приходится преодолевать по-пластунски. Мы называли их «шкуродеры».
Однако буквально сразу после открытия «Майской» вход в пещеру засыпало из-за естественных обвалов и осыпей, и она оказалась недоступна для дальнейших исследований. То и дело, в разные года, воздух сотрясали сенсации: «Майская найдена!» Увы, она тут же исчезала. Последние годы её искали особенно тщательно. Но пещера словно не пускала к себе — то не найдут вход, который якобы видели, а то и вообще случится мистическая история... Один известный спелеолог погиб, спеша к «Майской», в автокатастрофе, сказав пророческие слова: «Легче погибнуть в автокатастрофе, чем в искусственно созданной пещере...». И вот «Майская» явилась миру...
Что мы видим?
— Вход в «Майскую» — это воронка. На ее дне, немного сбоку, зияет черное отверстие входа, в который можно протиснуться только ползком, — рассказывает Леонид Смелов. — Скажу честно, лаз настолько мал, что мы, не будучи профессиональными спелеологами, просто побоялись в него проникнуть.
Для чего же предназначалась пещера? По мнению Шендакова, она представляет собой скит. «Дело в том, что все пещеры Уракова и Разина бугров — узкие «норы», перемежающиеся залами-кельями. Их могли использовать только обитатели скитов», — считает историк.
Действительно, протоиерей Иван Терновский в описании Камышинского уезда сообщал: «От Саратова до Царицына нет ни одного села, хутора, где бы жители вместе с волжской водой не всосали в себя и раскол». Речь идет о проведении патриархом Никоном церковной реформы (1653-60 годы), положившей начало церковному расколу. В то смутное время пещерные братства возникали повсюду: беспоповцы, беглопоповцы — кого только не знала волжская земля…
Чтобы проверить эту версию, мы вместе с Алексеем Капустиным отправились осмотреть... десятую (!) пещеру Щербаковского парка, которую в то время не демонстрировали туристам. Её только наметили к облагораживанию, поэтому сейчас, пока она не тронута, осмотр мог принести научную пользу. Первый же осмотр показал, что эти ходы стали итогом выработки населением немецких колоний-поселений камня ракушечника.
Немцы знали, где взять рубль...
Итак... В начале XVIII века в России возникла острая необходимость колонизировать (заселить) окраинные земли империи. Воплотить это желание лишь своими силами было невозможно: в то время в стране падала рождаемость, а крестьяне были крепко привязаны к месту крепостным правом. Требовались радикальные меры. Манифестом от 4 декабря 1762 года Екатерина II призвала всех желающих из Европы свободно селиться в новых степных владениях России.
— Опубликовать в местных газетах! — с такой резолюцией этот документ был разослан российским представительствам за рубежом.
Организаторы миграционного процесса живо взялись за дело. Они вели агитацию под лозунгом: «Идите с нами в Россию, там открыла Екатерина, сама немка, для своих бедных мужиков рай». За последующие годы в Нижнее Поволжье явились многочисленные партии выходцев из 20 стран Европы. Например, колонию Нижнюю Добринку основали немцы из Саксонии, Гольштинии и Вюртемберга. Немцы приезжали в уезд из Бадена и Гессена, в меньшей степени из Баварии и Тюрингии, всего из 20 государств, многие из которых позже станут единой Германией.
— Естественно, колонистам необходим был строительный камень, а также камень для жерновов и молотильных катков, — рассказывает начальник отдела рекреации, туризма и экологического просвещения Алексей Капустин. — Его и добывали в пещерах и продавали даже в города — в частности, в Камышин и в Сарепту. Посмотрите сами, ходы отслеживают залегание каменистой породы.
Эту версию поддерживает волгоградский исследователь Максим Кучеров. Он пишет: «Немцы использовали пещеры в качестве штолен по добыче камня, из которого впоследствии изготовляли жернова и молотильные камни. Об этом свидетельствуют находки в подземельях недоделанных предметов производства, а также расположение штолен, которые, как правило, хаотичны и своим направлением отслеживают залегающий на глубине пласт песчаника, используемого в производстве».
Такого же мнения придерживается известный сотрудник Волжского гуманитарного института Александр Ярков: «Пещеры Уракова бугра обыкновенно записывают чуть ли не в ровесники Золотой Орды. На самом деле, эти пещеры, являясь каменоломнями, образовались лишь полтора века назад.
А где же золото?
Сокровище — вот, пожалуй, главный магнит, который притягивает в Щербаковский парк сотни обывателей. В самом деле, вдруг там, под землей… Что-то до сих пор спрятано! Есть же у теории Шендакова о скитах и затворниках подтверждения — им были обнаружены альчики теленка (ритуальные кости). А по музеям Камышина, Саратова и Волгограда «разбросаны» катки и жернова, что подтверждает теорию Годуна, Яркова и нашего сопровождающего. Но сокровищ-то нет!
Есть лишь одна запись в книге «Приволжские Помпеи» (1923 год) саратовского археолога, профессора Ф. В. Баллода: «На вершине горы сохранились следы большого кургана, к сожалению, разрушенного. Громадный четырехугольный колодец свидетельствует об усердной работе кладоискателей... Обнаженная галька и большое число ямин служат мрачным памятником человеческой жадности. И не напрасна такая жадность к легкой наживе на Ураковой горе. Согласно легенде жителей Терновки и Липовки, совсем недавно, на пасху, немцы из Добринки приехали с фурой к подножию горы и вырыли там двуручный котел, наполненный золотыми монетами овальной формы».
Но Шендаков возражает: «Разбойники, разорив караван и награбив добычу, все тут же «раздуванивали», то есть делили и спускали с рук. Обычное разбойничье дело. Мы исследовали четыре пещеры Уракова бугра и пещеры на Настином бугре. Все они — творение человеческих рук. Мы прошли, а местами проползли, пещеру «Майскую», чуть меньшей длины пещеру «Лисья» — и никаких намеков на клады!»
А как же тогда знаменитые легенды о кладах Стеньки и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых им в разных местах на берегу Волги. Было ведь награбленное добро и, судя по доносам пытанных разбойников, немалое! А уж где еще пересказывать подобные «жуткости», как не в Камышине и Камышинском районе, где на волжских просторах «гуливал» Степан Разин и падали православные людишки лицом на корму, заслышав летевший над рекой клич «Сарынь на кичку!»
Увы, истории историями, а ни одной монетки найдено не было. Да и нам не повезло. Пещера «Майская», как и другие пещеры этих красивых и загадочных мест, крепко хранят свои тайны.
Старики говорил что от входа до Волги пролезали. Там конешно не 500 м. но пролезали
Тут нужно просто ещё раз оценить все это с исторической и материалистической точки зрения (камышинских историков выводим за скобки). Ну, первое, Степан Разин был казнен в Москве за 91 год до манифеста Екатерины о привлечении «немцев» в Поволжье. Поэтому никакого отношения к этим пещерам, которые были вырыты колонистами с целью добычи камня иметь не может. Сами же колонисты вряд ли были настолько богаты, а тем более безмозглы, чтобы какое-то золото там зарывать.’А так же выясняется, что Степан Тимофеевич был то на самом деле добрым человеком. За борт он выбросил не Настю, которая жила при нем, а какую-то персидскую княжну.
Настин бугор находится рядом с Ураковым и Разиным в Щерабаковском. Легенда о Насте оттуда. Что любил Разин некую Настю. Поэтому бугор так назвали. А ваша персидская княжна из других его приключений. Её он под Астраханью в волну набежавшую метнул. Вы в кучу не собирайте разные сказания/ были/ небылички. А то сначала в историков местных плюнули, потом из себя изобразили историка. А в итоге даже в сказаниях наворотили кашу. Кстати то что пещеры были до немцев и вполне в них могли жить кто угодно полностью согласуется с историей.
Обыкновенные каменоломни. Немцы камень добывали для своих домов