Накануне — в воскресный день 26 января в библиотеке-филиале №2 состоялась творческая встреча с камышанкой Розой Поланской. Роза — писатель, её дебютный роман «Здравствуй, дом» вышел в волгоградском издательстве «Перископ-Волга» в ноябре 2024 года. Книга издана при поддержке Министерства культуры РФ, что говорит о высокой оценке экспертного сообщества и художественном уровне произведения.
На встрече Роза Поланская презентовала роман, рассказала о себе и о творческих поисках, а также ответила на вопросы камышан. Мы заранее встретились с автором и также адресовали ряд вопросов…
— Роза, любителей литературы всегда интересует вопрос: как родилась идея романа? Возможно, он прозвучит банально, но это всегда некое таинство, с которым хочется соприкоснуться.
— Мне хотелось написать книгу для каждого, в которой будут признаки хорошей, идейной прозы и одновременно увлекательный, не растекающийся сюжет — с «крючками», держащими внимание читателя от первого до последнего слова. Такой вот необычный симбиоз жанра и «большой» литературы.
Как родилась идея? По словам Черниговской, человеческий мозг способен рождать инсайты в дефолтном состоянии, а это пассивный режим, без напряжения. Представим наездника на вороном коне, скачущего по бескрайним полям. Вдруг в какой-то момент человек отпускает управление и просто мчится вперед, доверяя прирученному жеребцу. Он ощущает ветер, скользящие лучи солнца, выходящего из-за набежавшего облака, замечает юркнувшую в желтую траву полевую мышь, и — ни о чем не думает. Вот в этот момент доверия своему мозгу, на отпущенных поводьях, случаются озарения.
Это не только про творчество. Никола Тесла утверждал, что существует некое информационное ядро, в котором уже есть все знания о мире, просто к нему нужно подключиться, подобно приемному устройству. Но это также возможно только при определенном условии: главное, не концентрироваться на решении задачи, а наоборот, максимально остановить усиленную работу мысли, отключиться, что, казалось бы, не логично. Но такова природа открытий.
Как человек православный, это «разумное ядро» смею назвать Богом. Любой истинно верующий знает, что все начинания ведет не человек, а Бог — нужно просто отпустить те самые невидимые человеческие поводья.
Один священник в подкасте о творчестве сказал фразу, которую я запомнила, и она стала своего рода писательским девизом: «Художнику дано сказать больше, чем он понимает сам». Представляете, какая глубина в этих словах — не мозг человека пишет. Я бы сказала, писатель — всего лишь рука, а мозг — Бог. Ум ведь — это тоже Бог.
Возвращаясь к вопросу о зарождении сюжета, скажу: мне приснился очень интересный сон, прервавшийся на самом интересном моменте. Чтобы узнать, чем закончился поразивший меня сюжет, пришлось написать целый роман.
— Вам было легко писать эту книгу? Роман быстро обрел очертания и был создан?
— Существует мнение, что есть писатели левополушарные (те, кто пишет по четко выстроенному плану, то есть ведущие героев за собой) и правополушарные (те, кого ведут герои, то есть авторы, не знающие, какой в итоге будет финал — Кинг, например). И те, и другие, хороши. Нет универсальной формулы писательского успеха. Поэтому не думаю, что стоит загонять себя в «прокрустово ложе». Просто скажу, что лично мне ближе следовать за словом, за текстом, за героями. Ведь если обратиться к сказанному выше, то мы, писатели, — меньше тех знаний, что уже есть выше.
Ну, вот к примеру, когда я пишу рассказ, то беру некую серьезную проблему, и пытаюсь найти решение. Но решение приходит не на этапе задумки или планирования, а в процессе написания, само. В тот самый момент, когда колеса писательского велосипеда раскручены, и велосипед едет сам. Да и кто я такая, чтобы знать ответы на сложные человеческие вопросы, касающиеся души?
Так в романе я шла за текстом. Писала роман около двух лет, еще год редактировала и переписывала после бетаридерских рецензий (поясним: бета-ридер — это человек, которому автор доверяет право прочитать книгу первым, он находит нестыковки, логические пропуски, фактические ошибки — прим. авт.). А потом роман просто лежал. И как всё в этом мире, это лежание, как винная «выдержка», оказалось во благо и не случайно. В прошлом году произошло знаковое для моей жизни событие, которое изменило мой взгляд на мир.
Помните историю о прозревшем слепом Вартимее, поверившему во Христа? Можно сказать и о моем метафорическом прозрении, которое случилось перед тем, как был заново переписан роман. Ведь за каждое написанное слово автор будет нести ответ. Так и меня помиловал Бог, не дав издать книгу, в которой одна лишь тьма.
И именно в момент такого удивительного прозрения мне позвонили и сообщили, что Министерство культуры Российской Федерации выделило средства на издание романа. Я тут же взялась за работу по переписыванию текста. Буквально за месяц-полтора обновленный роман был готов. И я рада, что в том виде, в котором роман лежал семь лет, он не увидел свет.
Да и не увидел бы. Потому что свет — это про другое.
Всё приходит вовремя. Нужно просто не торопить события.
— Когда читатель говорит: «Хороший роман»! Это, на ваш взгляд, дело личного вкуса или есть некая объективная характеристика?
— И вкуса, и читательского бэкграунда, и читательских потребностей: для чего открывается книга — развлечься, насладиться слогом или обратиться к собственному сердцу, душе, заглянуть в чужую… Здесь тоже нет верных или неверных ответов. Иногда мы хотим пищи для ума, иногда для сердца, иногда для души, или всего разом… А иногда устраиваем разгрузочный день и просто даем себе отдохнуть за легкой беллетристикой.
Конечно, есть некие признаки «хорошей» и «плохой» литературы. И они, кстати, разные для жанровой и, что называется, «большой» литературы. Если искусное владение словом необходимо любому автору, то без крепко выстроенного сюжета жанровый роман неуклюже распадается. Зато в «большой» литературе на первом месте стоит тенденциозность, мощная идейная целеустремленность. И именно в этом ее художественная ценность.
— Как вы представляете вашего читателя?
— Здесь лучше обратиться к цитате критика Ивана Родионова, опубликованной в «Отчем крае»: «Сила "Здравствуй, дом" — в смешении стилей и жанров, отчего теряется «нишевость», зато читать книгу может каждый».
Или к его же цитате в журнале «Формаслов»: «С одной стороны, проза Розы, прошу прощения за невольный каламбур, наделена всеми свойствами литературы "большой" — тут можно упомянуть и нервный, нелинейный темпоритм повествования, и образный авторский язык, и умолчания, и подтексты… С другой стороны, её проза, привита здоровым дичком качественной жанровой литературы. Что делает тексты интересными не только узкому кругу "ценителей элитарного", но и всякому вдумчивому и открытому читателю».
Добавим лишь одну цитату в завершении диалога. Упомянутый выше критик Иван Родионов написал: «"Дом" — настоящий, и на него хочется взглянуть хоть одним глазком. Вышла отличная дебютная книга. Уверен, не последняя — и с удовольствием прочту следующую. Рекомендую».
Роман Розы Поланской «Здравствуй, дом» можно приобрести на сайте OZON.
Остается пожелать удачи. Реализовать дальнейшие планы. Было интересно познакомиться.