Жительница Камышина Татьяна направила обращение в областной комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, в котором задала вопросы об образовании несанкционированных свалок во дворах из-за отсутствия оперативного вывоза крупногабаритных отходов. Ответ за подписью заместителя председателя комитета И.А. Паниной, полагаем, будет интересен всем камышанам.

Забегая вперёд, скажем, что ответ достаточно обширен и, собственно говоря, сводится к констатации факта: «Администрация городского округа — город Камышин сообщает, что вывоз ТКО (твёрдых коммунальных отходов) региональным оператором производится регулярно, однако КГО (крупногабаритные отходы), находящиеся рядом с контейнерными площадками, вывозится несвоевременно, вследствие чего происходит захламление территории городского округа — город Камышин». Приведём ответ полностью для понимания ситуации...

Типичная груда мусора конца октября - начала ноября (в настоящее время вывезена)
Типичная груда мусора конца октября - начала ноября (в настоящее время вывезена)

С 01.01.2019 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) на территории Волгоградской области осуществляет региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Ситиматик - Волгоград» (далее — региональный оператор).

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, заключенным 06.08.2018 между региональным оператором и комитетом (в редакции дополнительного соглашения, заключенного с комитетом от 21.04.2020), региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 23 Правил №1 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, таким образом, региональным оператором заключен договор по транспортированию ТКО с подрядной организацией ООО «Волга-Д».

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 санитарных правил и норм «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21» хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КТО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °С и ниже, а при температуре плюс 5 °С и выше - не реже 1 раза в 7 суток.

По информации регионального оператора, вывоз ТКО с территории городского округа — город Камышин осуществляется ежедневно, вывоз КГО осуществляется не реже 1 раза в 7 дней, в соответствии с графиком вывоза ТКО и КГО.

Уборка контейнерных площадок и прилегающей к ним территории не входит в обязанности регионального оператора.

В соответствии со статьей 4 Закона № 89-ФЗ, право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В силу примечания пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьей 8 Закона № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, а также ведения их реестра.

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения.

По вопросу вывоза растительных отходов сообщаем, что в соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно письму Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» отличные от ТКО виды (группы) отходов, а также их смеси, такие как ветки, древесные остатки, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (при производстве работ по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), автомобильные шины и другие, не соответствующие понятийному аппарату, установленному статьей 1 Закона № 89-ФЗ, подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.

Данные виды отходов не входят в норматив накопления, следовательно, вывоз указанных отходов не входит в тариф регионального оператора. Вместе с тем, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услуги регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, соответствующие понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ. Обязанность вывоза данных видов отходов относится так же к полномочиям органов местного самоуправления.

Администрация городского округа — город Камышин сообщает, что вывоз ТКО региональным оператором производится регулярно, однако КГО, находящиеся рядом с контейнерными площадками, вывозится несвоевременно, вследствие чего происходит захламление территории городского округа — город Камышин.

Администрацией городского округа город — Камышин по выявленным фактам захламления мест (площадок) накопления ТКО и прилегающей территории направляется информация региональному оператору о необходимости зачистки от крупногабаритных отходов, находящиеся рядом с местом (площадкой) накопления ТКО. Региональный оператор после проведения мероприятий по зачистке мест (площадок) накопления ТКО от КГО направляет в комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа — город Камышин информацию о проведенных работах.

Одновременно сообщаем, что комитетом проводятся еженедельные совещания с региональным оператором и органами местного самоуправления в формате видеоконференцсвязи в целях осуществления контроля за деятельностью регионального оператора, а также проводится еженедельный мониторинг текущей ситуации по организации обращения с ТКО на территориях г. Волгограда и муниципальных образований Волгоградской области.

В настоящее время ситуация по сбору и транспортированию ТКО и КТО с территории городского округа — город Камышин находится на особом контроле комитета.