В декабре 2022 года я обратился к Камышинскому городскому прокурору по вопросу обеспечения пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения во время стационарного лечения. Однако по этому обращению проверка прокуратуры проводилась лишь в отношении тех пациентов, фамилии и персональные данные которых я предоставил.

Анатолий Ярмолович

Такая проверка меня не удовлетворила, и в сентябре 2023 года я обратился на личном приёме к прокурору Волгоградской области Д.А. Костенко. В октябре-ноябре 2023 года по моему обращению была проведена надзорная проверка, вывод которой гласит: «Нарушений при планировании и расходовании бюджетных средств ГБУЗ «ЦГБ», полученных в рамках обязательного медицинского страхования, не установлено».

Также прокуратурой Камышина моё обращение было направлено для рассмотрения несколько ведомств и госорганизаций: Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Южному федеральному округу, ГУ ТФОМС Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области и Контрольно-счетную палату Волгоградской области. Им был задан те же вопросы, которые волнуют камышан: расходование медицинскими учреждениями денежных средств на лечение граждан и ведение бухгалтерского учета.

В настоящее время приходят ответы по рассмотрению моего обращения из вышеперечисленных государственных структур.

В своём письме УФНС России по Волгоградской области сообщает: «Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пунктом 8.16 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного в соответствии с пунктом 3 Приказа Минздрава России от 30.12.2020 № 1417н, установлена обязанность медицинских организаций вести раздельный учет операций, в том числе со средствами на обязательное медицинское страхование (далее — средства ОМС). Раздельный учет означает, что организация обязана отражать все операции по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС отдельно от иных операций… Для выяснения всех обстоятельств и проведения мероприятий представленная Вами информация направлена в Межрайонную ИФНС России № 3 по Волгоградской области».

Сегодня, 7 марта, был получен ещё один ответ — от Территориального фонда ОМС Волгоградской области. Я полагаю, его текст будет интересен всем камышанам:

«В ответ на Ваше письменное обращение, поступившее в «ТФОМС Волгоградской области» из Камышинской городской прокуратуры Волгоградской области и Контрольно-¬счетной палаты Волгоградской области по вопросу обеспечения пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения во время стационарного лечения, сообщаем следующее.

Согласно разделу VI Приложения 3 к ежегодно утверждаемой Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области в стационарных условиях пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, в том числе имплантируемыми в организм человека, при лечении основного и сопутствующего заболевания, влияющего на течение основного и (или) требующего постоянной поддерживающей терапии в соответствии со стандартами медицинской помощи и перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальный фонд обязательного медицинского страхования наделен полномочиями по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

По результатам проверок, проведенных «ТФОМС Волгоградской области» за периоды с 2021 по 2023 годы, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Центральная городская больница г. Камышина» (далее - ГБУЗ ЦГБ) выявлены многочисленные факты приобретения пациентами за личные денежные средства лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения во время стационарного лечения при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Ежемесячно ГБУЗ ЦГБ осуществляет возврат денежных средств за приобретенные лекарственные препараты во время стационарного лечения по заявлениям застрахованных лиц или их представителей, а также по поступившим в адрес страховых медицинских организаций обращениям застрахованных лиц о возмещении средств за приобретенные лекарственные средства при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Также в ходе проверок ГБУЗ ЦГБ отмечается низкая доля расходов средств обязательного медицинского страхования на подстатью «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы». Вместе с тем в динамике лет данные расходы в ГБУЗ ЦГБ с 2 % в 2021 году возросли до 11 % в 2023 году от общего финансирования из средств обязательного медицинского страхования.

Вышеуказанные факты отражены ревизорами «ТФОМС Волгоградской области» в актах проверок, даны предложения по устранению выявленных нарушений, результаты проверок доведены до сведения руководства ГБУЗ ЦГБ.

В марте 2024 года «ТФОМС Волгоградской области» запланирована очередная проверка ГБУЗ ЦГБ, в том числе будут проверены вопросы расходования средств обязательного медицинского страхования на приобретение лекарственных препаратов.

При проверке государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Камышина «Городская больница № 1» (далее - ГБУЗ г. Камышина «Городская больница № 1») за период 2022-2023 годов «ТФОМС Волгоградской области» также устанавливались факты приобретения пациентами лекарственных препаратов за личные денежные средства. По результатам проверки медицинской организации даны рекомендации о недопущении приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения пациентами за личные средства.

В случае нарушения прав на бесплатное лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в стационарных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованное лицо имеют право обратиться с соответствующим заявлением в адрес медицинской организации или страховой медицинской организации для решения вопроса о возмещении понесенных расходов. Страховые медицинские организации по результатам рассмотрения таких заявлений застрахованных лиц при обосновании понесенных расходов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения направляют в адрес медицинских организаций требования о возмещении средств пациентам.

Вопросы расходования средств обязательного медицинского страхования на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения и обеспечения ими пациентов находятся на постоянном контроле ревизоров «ТФОМС Волгоградской области».

Я думаю, что теперь мы наконец-то узнаем, какие суммы от Территориального фонда ОМС Волгоградской области получила ГБУЗ «ЦГБ Камышина» и куда она их потратила. Также полагаю, что в данном случае нельзя считать состоятельным вывод прокуратуры о том, что трата денежных средств, поступивших от фонда ОМС, на «иные цели», не является нарушением. Возникают закономерные вопросы: какие это «иные цели» и не легли ли деньги в чей-то карман?

Главный мой вывод. Какие бы нарушения не обнаружили проверяющие, я полагаю, что в ситуации с невозвратом денежных средств, потраченных пациентами при нахождении в стационарах, большая вина лежит и на самих пациентах. К сожалению, камышане не берут в аптеках товарные и кассовые чеки на приобретённые медикаменты, а также не сохраняют у себя копии больничных выписок, в которых были указаны все назначенные к применению лекарства. А это крайне важно!