Пару недель назад президент страны провел совещание, где вновь была затронута судьба транспортного налога.
Но быть ему или не быть, окончательно решить не удалось. Участники совещания пришли к мнению, что вопрос надо проработать более тщательно, дабы не ударить по льготникам и ветеранам. Ведь налог предлагается заложить в акцизы на бензин. В Волгоградской области тоже вернулись к проблеме распределения доходов от транспортного налога между бюджетами муниципальных образований. Пока же все сборы от него поступают в областную казну. Свою методику распределения отчислений от транспортного налога предложили власти Волгограда. А совсем недавно альтернативное решение вопроса придумали и областные чиновники.

Напомним, первый вариант распределения доходов от сборов транспортного налога в конце прошлого года депутатам областной думы предложила гордума Волгограда. Суть его сводится к тому, чтобы установить норматив отчислений в бюджеты городских округов в размере 50% от собранного налога, в бюджеты муниципальных районов — 25%.
Эти деньги, заверяют городские власти, пойдут на ремонт дорог, так как выделяемых сегодня средств катастрофически не хватает.

Но при таком расклад выиграли бы в основном городские округа, на территории которых больше собирается транспортный налог, а сельские районы остались бы практически ни с чем, а там дороги не лучше волгоградских.

Инициатива властей Волгограда до сих пор не нашла положительного разрешения. Депутаты облдумы и эксперты справедливо считают, что методику распределения отчислений от транспортного налога необходимо продумать более тщательно, так как консолидированный бюджет муниципальных образований при принятии подобных законопроектов должен пополняться без ущемления для одних и обогащения других.

Ведь объекты налогообложения транспортным налогом на территории Волгоградской области распределены крайне неравномерно. К примеру, по итогам 2009 года 46,7% поступлений транспортного налога в бюджет области обеспечил Волгоград и 13% — городской округ Волжский. На остальные муниципальные образования вместе взятые приходится чуть более 40%.

Чтобы обеспечить интересы всех муниципальных образований, администрация Волгоградской области разработала свой проект закона. Как пояснил вице-губернатор — председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александр Дорждеев, область готова передать местным бюджетам сборы от транспортного налога даже в большем объеме, чем предлагается властями Волгограда, а именно городским округам — 100%, муниципальным образованиям и поселениям — по 50%. При этом единый норматив отчислений из областного бюджета в бюджеты поселений и городских округов от налога на доходы физических лиц вместо ныне существующих 10% уменьшается до 5%. Такая мера существенных потерь муниципалитетам не сулит, поскольку для большинства из них оставшиеся 5% вернутся в виде дополнительных нормативов отчислений из областного бюджета.

— Самое главное — данный вариант законопроекта избегает перекоса бюджетной системы региона в сторону интересов только одной и без того сильной территории — города Волгограда. Он направлен на реальное укрепление местных бюджетов, предоставляет всем муниципальным образованиям Волгоградской области абсолютно равные финансовые возможности в решении вопросов местного значения, — подчеркнул Александр Дорждеев.

К рассмотрению законопроекта администрации уже приступили депутаты Волгоградской областной думы. По словам председателя думского комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Владимира Попова, при принятии такого закона бюджеты муниципальных образований получили бы примерно на 100 млн больше, однако торопиться с решением все же не стоит.

— В любом случае областной бюджет сократится, если мы отдадим часть налога или весь транспортный налог муниципалам. Но откуда сокращать? То ли с государственных расходов, которые есть у областного бюджета, то ли с фондов, которые идут в поддержку муниципалитетов. В любом случае выигрывают те муниципальные образования, на территории которых больше платится транспортный налог. Это крупные города Волгоград, Волжский, Камышин. В свою очередь сократится фонд софинансирования и компенсаций мелким муниципальным образованиям, что очень опасно, потому что недостаток бюджета налогом они не компенсируют. Мы будем продолжать рассматривать этот вопрос, чтобы найти приемлемое решение, — подчеркнул Попов.

А пока муниципалитетам придется изыскивать другие резервы, чтобы содержать дороги. В этом году помощь со стороны федерального бюджета на эти цели будет небольшой. С Министерством финансов РФ достигнута договоренность и подписаны документы о выделении нашей области только 461 млн рублей. Это, конечно, мизерная сумма. По мнению экспертов, ее может хватить лишь на латание дыр, но не более. Между тем, настоящего ремонта волгоградские дороги не видели уже 30 лет.