Продажа электромобилей в России остается практически ничтожной по сравнению с Европой и США. Специалисты говорят о том, что основными причинами является отсутствие развитой инфраструктуры зарядных станций и высокие пошлины на ввоз электрокаров. Традиционно акцент делается на климатические условия.
Российский союз инженеров оценил возможности развития в России этого рынка, которые уже несколько лет стремительно развивается на Западе, и сделал выводы по тому, когда электрокары смогут завоевать отечественный рынок и как много усилий для этого потребуется. Информационно-аналитическое агентство ИНФОКАМ получило комментарий по данному вопросу от первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского:
― Решение технических проблем, связанных с внедрением альтернативных источников энергии, привели к появлению автомобилей на электрической тяге, ― рассказал Иван Андриевский. ― Еще пару десятилетий назад это казалось невозможным, но инновационные технологии в области разработки аккумуляторов и силовых установок сделали электромобиль реальностью. Этот тип транспортных средств находит все большее число приверженцев. В США и ряде стран Европы уже сегодня существует разветвленная сеть электрических «автозаправок», где автовладельцы могут быстро и сравнительно недорого зарядить свой электромобиль.
В России, несмотря на то, что такие автомобили имеют свою специфику налогообложения, выгодно отличающуюся для покупателя от налогообложения автомобилей с ДВС, спрос на электроавтомобили незначителен. Частично это обусловлено консерватизмом мышления населения, есть и более весомые причины, носящие сугубо практический характер. В настоящий момент потенциальный владелец электромобиля ― это обладатель собственного гаража с подведенным к нему электричеством. В столице таких не много, да и имеющиеся гаражи сносятся в массовом порядке, для провинции электромобили слишком дороги. Широкой сети станций для подзарядки в России нет, не будут же автовладельцы заряжать аккумулятор через удлинитель, брошенный из окна многоэтажного дома. «Зеленые» настроения в нашей стране не популярны, обеспеченные россияне предпочитают недешевым электрокарам мощные автомобили с большим расходом топлива и значительным объемом вредных веществ, выделяемых в атмосферу.
Информация о разработке АвтоВАЗом собственного электрокара, появившаяся в открытых источниках, носит, скорее всего, маркетинговый и имиджевый характер. Разработка и создание автомобилей на электрической тяге обходится чрезвычайно дорого. Даже по самым скромным подсчетам можно сказать, что объявленные инвестиции в проект ― 500 млн. рублей ― слишком малая сумма для серийного выпуска модели. По всей видимости, речь идет о научных и инженерных исследованиях в области строительства аккумуляторного транспорта на электрической тяге. Его производство имеет существенные отличия от выпуска автомобилей, оснащенных бензиновыми или дизельными двигателями внутреннего сгорания. В первую очередь, это связано с созданием надежных электромоторов с достаточной мощностью и, при этом, пониженным энергопотреблением и высоким КПД, а также с созданием аккумуляторных батарей, отвечающих целому ряду требований ― высокая емкость, длительный срок службы, возможность эффективной эксплуатации при отрицательной температуре, быстрый цикл зарядки, доступность для подзарядки от обычной бытовой сети 220 В. Учитывая, что спрос на электромобили в России чрезвычайно мал, на уровень окупаемости этот проект не сможет выйти даже за несколько лет. Даже те потребители, которые решат пересесть на электромобиль, будут обращать свои взоры в сторону зарубежной продукции. Российский автопром существенно отстает в развитии, надежность наших машин с традиционным силовым агрегатом вызывает много претензий, поэтому доверие к продукции с электродвигателями будет мало. По этой же причине немного машин найдет своих покупателей и за рубежом.
На сегодняшний день присутствие электромобиля в продуктовой линейке АвтоВАЗа не является экономически обоснованным. Предприятие имеет своего покупателя и занимает особую нишу на рынке, характеризующуюся низкой стоимостью продукции, деталей и запасных частей, их широкую распространенность, автомобили обладают высокой ремонтопригодностью, их обслуживание возможно самостоятельными усилиями. Эти характеристики, обеспечивающие стабильный спрос на отечественные автомобили, не могут быть сохранены в случае выпуска электромобиля ― он будет слишком дорог, при этом низкие уровни надежности и комфорта, характерные для отечественной продукции, не сумеют удовлетворить потребности автолюбителей, располагающих необходимой суммой. В настоящий момент у нас отсутствуют технологии, необходимые для производства конкурентоспособной продукции, даже за рубежом они только начинают свое массовое внедрение.
Нам предстоит заимствовать опыт, который будет к тому времени накоплен ведущими мировыми производителями электромобилей, развивать широкую сеть точек по зарядке аккумуляторов, а также разветвленную сеть диагностических и сервисных станций.
Стоимость бензина и дизельного топлива высока, кроме того, забота о сохранении окружающей среды ― массовый тренд в экономически развитых странах. Эти причины обуславливают стремительный рост числа электромобилей за рубежом, их доля на рынке растет с каждым годом. По некоторым оценкам, через 20 лет число электрокаров будет превышать число автомобилей с ДВС.
В долгосрочной перспективе электричество и биотопливо вполне может полностью вытеснить с рынка бензиновые и дизельные двигатели. Безусловно, сначала это произойдет в Европе, Японии и США, но со временем эта тенденция дойдет и до нас. Тогда можно будет говорить и о производстве данного типа автомобилей в России. Массовые технологии становятся доступными для потребителей и, со временем, на наших дорогах будет так же ездить экологически чистый транспорт, сохраняя нефтяные запасы страны, которые, как известно, не только исчерпаемы, но и играют важную роль в экономике Российской Федерации. По этой причине можно будет ожидать государственного лоббирования покупки электромобилей и отклик экономически мотивированного населения.