В прошлом году научному сообществу страны Российский союз инженеров представил «Генеральный рейтинг привлекательности российских городов – 2011». Напомним, что в качестве объекта исследования были взяты все российские города с населением более 100 тысяч человек. По данным Всероссийской Переписи Населения 2010 года в России, насчитывалось 165 таких городов.

Десятка городов лидеров выглядит так: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар, Воронеж, Красноярск, Уфа. Аутсайдеры: Новочебоксарск, Сарапул, Златоуст, Елец, Камышин, Ленинск-Кузнецкий, Каспийск, Дербент, Хасавюрт, Рубцовск, Новошахтинск.

Российский союз инженеров продолжил рассматривать проблему развития городов. Комментарий по анализу проблем крупных городов, которые являются центром агломераций, а также предложения по усовершенствованию программ развития для Информационно-аналитического агентства ИНФОКАМ дал Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский:

— Проблема стратегического развития агломераций действительно существует. У городов, особенно крупных, которые и являются центром агломераций, есть масса своих проблем, на решении которых и сосредоточены городские власти. У области — проблем не меньше. В итоге городские и областные власти, как правило, концентрируются на частных проблемах. В итоге наиболее эффективные механизмы решения задач — путем совместного подхода, практически не используются. Более того, межмуниципальные проблемы, разного характера, препятствуют развитию территорий.

В качестве примера можно привести Москву и Московскую область. Сегодня областные ресурсы во многом обеспечивают развитие столицы. С одной стороны это является плюсом — город за счет области имеет практически неограниченные ресурсы для развития. С другой — «выкачивание» областных ресурсов тормозит развитие региона, что в итоге рано или поздно отразится и на агломерационном центре. Итоги такого пути — расширение Москвы, которой уже не хватает своих территорий для развития.

Однако до бесконечности расширяться город не может. Очевидно, что наиболее эффективным было бы синхронное развитие центра агломерации Москвы — и городов Московской области. Например, более равномерное распределение ресурсов и возможностей, которое должно быть заложено в стратегическом планировании как города, так и области.

Сейчас же Москва столкнулась с целым рядом проблем. Помимо проблемы территорий, которая была решена за счет присоединения части области, остро стоит транспортный вопрос. Заторы на московских дорогах — это следствие использования ресурсов области. Метрополитен столица уже вынуждена выносить за границы города. Также стоит вспомнить проблему тарификации проезда на пригородных поездах, которая едва не привела к социальному взрыву в начале 2010 года. Все эти проблемы требуют совместного решения областных и городских властей.

Также стоит вспомнить налоговые прения Москвы и области. В частности, в прошлом году звучали предложения о введении «налоговой прописки». Многие жители области работают в Москве, где и платят подоходный налог, что не устраивает власти Московской области, которые и предложил взимать подоходный налог по месту прописки. Эта проблема также возникает в результате явного «перекоса» в развитии Москвы и области, что связано с отсутствием общей стратегии развития агломерации.

И подобные проблемы присутствуют во всех агломерациях. «Перекос» в сторону центра при агломерационном развитии неизбежен. Однако синхронное стратегическое планирование позволит минимизировать его негативный эффект.

Прежде чем решать финансовые вопросы относительно финансирования отдельных межмуниципальных проектов, необходимо определиться с общей стратегией развития территорий, проанализировать ситуацию, найти наиболее эффективные варианты развития всей агломерации, а не отдельных муниципалитетов. Поэтому в первую очередь необходимо разработать единую систему планирования развития территорий, в рамках которой можно будет прописать вопросы финансирования.