Проекты памятника Cвятому Великомученику Димитрию Солунскому, который предложила камышанам администрация города, вызвали бурю споров. Солунский ― небесный Покровитель Камышина. Однако эскиз памятника в его честь в центре (на клумбе) Комсомольской площади удивил не только рядовых горожан, но и специалистов в разных сферах.
Во-первых, оспаривается сам вопрос необходимости именно такого памятника. В частности, председатель правления Камышинского отделения Волгоградской областной общественной организации «Союз Чернобыль» Владимир Бронченко на infokam.su напомнил о том, что руководство Камышина давно обещало открыть монумент «чернобыльцам». В 2011 году первый заместитель главы администрации Камышина Станислав Зинченко в день траурной церемонии по случаю 25-ой годовщины Чернобыльской трагедии сказал: «На следующий год на этом месте (имелся в виду гранитный камень в парке им. Комсомольцев-добровольцев) будет стоять настоящий памятник».
За комментарием мы обратились к старшему священнику Никольского кафедрального собора протоиерею Алексию Кузнецову.
- В известной детской книжке «Кондуит и Швамбрания» автор рассказывает о забавном рождественском розыгрыше. Окно, выходившее на городскую площадь, обили роскошной золочёной рамой. Каждый, кто входил в комнату, был поражён красотой висевшей на стене картины и только потом, замечая передвигавшегося извозчика, понимал, что это вовсе не картина, а вид своего собственного родного города.
Лев Кассиль описал в своей повести город Покровск (нынешний Энгельс), но такой трюк мог быть ещё более удачно проделан в Камышине, названном при рождении, при основании Дмитриевск ― в честь святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого.
Но попробуем сделать что-нибудь подобное сейчас и, увы, получим экспонат выставки модного сейчас соц-арта. Из самой раззолоченной рамы выглянет чудовищная пустота. Именно так сейчас выглядят многие наши города и веси.
Изображения Димитрия Солунского широко распространены в странах византийского культурного круга, количественно уступают лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. В Западной Европе, где почитание Димитрия Солунского не было широким, они практически не известны (за исключением произведений преимущественно итальянского происхождения, созданных в Византии или византийскими мастерами). Иконография Димитрия Солунского видоизменялась в соответствии с общими тенденциями развития иконографии мучеников, вместе с которыми он часто изображался. Отдельные варианты иконографии святого имеют большое сходство с изображениями великомученика Георгия, которые, видимо, в ряде случаев служили прототипами изображений Димитрия Солунского. В отличие от изображений других воинов-мучеников иконография Димитрия Солунского имела тесную связь с основным центром почитания святого - Фессалоникой, где возникли многие ее варианты, а также с окрестными греческими и славянскими землями (этим можно объяснить отсутствие в иконографии Димитрия Солунского деталей, восходящих к апокрифическим источникам, в отличие от изображений например, великомученика Георгия). Почитание и иконография Димитрия Солунского оказали влияние на почитание русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Изображения Димитрия Солунского имеют множество иконографических разновидностей, но, тем не менее, сохраняют ряд общих признаков.
Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (например, мозаики V—VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку, согласно житию, святой Димитрий был воином и правителем Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться. В отношении изображения его внешности Ерминия Дионисия Фурноаграфиота сообщает, что он должен изображаться молодым и безбородым. Другой иконописный подлинник XVIII века содержит более подробные указания: "святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».
С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами. На таких иконах Димитрий, как и Георгий, изображается верхом, поражающим копьём болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году.
Итак, к традиционным бедам России ― дорогам и дуракам ― можно добавить юбилеи и памятники.
Чугунные и каменные статуи Богородицы и Спасителя теперь ставят повсеместно. Например, памятник Христу Богу уже стоит в городе Воскресенске Московской области, в Ярославле установлен памятник святой Троице, где туристы бросают в евхаристическую чашу монетки, пожимают руки ангелов так, что те блестят от частых прикосновений.
Архиепископ Никон (Рождественский) более столетия назад писал: «Преподобному Сергию не ставили памятника-статуи, а попробуйте, поставьте ему такой памятник - знаете ли, что скажет народ? Он скажет, что это ― кощунство, профанация...» Не прошло и столетия после этих слов, как памятник Преподобному Сергию был установлен возле стен Лавры. Памятник преподобному Макарию Калязинскому стоит посреди уходящей в воду улицы. За его спиной ряд старинных зданий, в которых сейчас устраиваются дома развлечений и ночные клубы.
Архиепископ Никон сетовал на извозчичью брань и голубиный помёт - так их можно назвать детским лепетом и небесной росой в сравнении с этим кощунством. Вообразите себе эту картину: памятник Преподобному Макарию, за ним ряд увеселительных домов, и далее из вод Волги высится полузатопленная калязинская колокольня...
Конечно, Святой Димитрий Солунский не обидится на то, что кто-то его изобразит не по канонам, ведь святые не обижаются. Думаю, что лучшим памятником ему станет храм.
Существуют памятники Кириллу и Мефодию, Александру Невскому. Но не как святым, а как создателям славянской письменности, князю-воину. Но кому дело до таких тонкостей, если до сих пор многие горожане не различают Димитрия Солунского, Димитрия Ростовского и Димитрия Донского! Конечно, художник имеет право на собственное видение. Но нельзя же, к примеру, украсить Ленинскую лысину пышной шевелюрой Маркса, а заодно отрастить вождю бороду Энгельса!
Хочется верить, что народ наш помнит о том, что человек жив не единым хлебом, а новое купеческое сословие, как и в прошлом, действительно пожелает облагодетельствовать родной город...