Вопрос, который наиболее волнует собственников жилья, проживающих в многоквартирных домах (МКД), — это плата за предоставляемые услуги.

Давайте условимся: такие услуги делятся на два принципиальных блока. Первый из них касается содержания и ремонта жилого помещения и второй — поставки коммунальных услуг (водо, газо, -электроснабжения, водоотведения и отопления). Поскольку сам предмет сегодняшнего разговора довольно объемный, остановимся пока на той строке, которая находится в самом начале платежного извещения на ваше имя.

Итак, «содержание и ремонт жилого помещения». Что следует понимать под этим видом услуги? Записывайте:

1) услуги и работы по управлению  МКД;

2) содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в вашем доме, включая технические осмотры крыш, чердаков, подвалов и т. д.; обеспечение готовности внутридомовых инженерных сетей к принятию коммунальных услуг; поддержание общедомовых помещений в надлежащем температурно-влажностном режиме; уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования и земельного участка, примыкающего к дому; сбор и вывоз твердых бытовых отходов; организация мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации; проведение  противопожарных мероприятий; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства; подготовка  инженерных коммунальных сетей к осенне-зимней эксплуатации; проведение обязательных мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации; иные виды услуг и работ, установленные Правилами содержания общего имущества в МКД, которые прописаны в постановлении Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года.

Запомните: в размер платы за содержание  и ремонт общего имущества МКД не включаются расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования. Такие работы выполняются за счет средств собственников помещений.

Стоимость  необходимых расходов по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД устанавливается из наличия занимаемой общей жилой площади тем или иным собственником жилья и зависит от состава общего имущества конкретного МКД, его конструктивных особенностей; степени физического износа и технического состояния;цены выполнения каждой работы (услуги) из утвержденного перечня.

Такой подход к установлению платы предполагает  утверждение «индивидуального» размера отличного от размера платы, установленного в отношении других многоквартирных домов. Если собственники и управляющая организация (компания) не согласовали и не утвердили цену договора управления, порядок ее определения, то договор управления считается не заключенным.

А теперь присмотритесь к тому, что вас окружает в доме. Все ли в нем соответствует комфортному и безопасному проживанию? К сожалению, лично я так не считаю. Даже полипропиленовые трубы, которые  пришли на смену металлическим  в нашем 192-квартирном доме, не внушает мне доверия. Во-первых, они провисают (чего быть не должно), а во-вторых, не имеют наружной теплоизоляции. Значит, поставляемые теплоэнергия, горячая вода улетучиваются и отапливают  белый свет за наш счет.

Кто опять же ухаживает за зелеными насаждениями вблизи нашего дома?  Все она же, Валентина Михайловна Григорьева, моя соседка.  Куда я должен положить отработанные  ртутьсодержащие лампы? Какая специализированная организация их перерабатывает? Вопрос открытый. А ведь деньги — по 10 руб. 22 коп. с каждого квадратного метра за содержание и ремонт  общего имущества я плачу исправно.

Недавно встретивший меня председатель  комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства горадминистрации А. В. Летов спросил:

— А что если мы поднимем эту ценовую планку до 16 рублей?

Признаться, от названной суммы у меня екнуло сердце. И потом... Кто такие «мы»? Ведь решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества — исключительная компетенция общего собрания собственников помещений и устанавливается на срок не менее одного года (п. 7 ст. 156 ЖК РФ), Управляющие организации, включая комитет ЖКХ и КС, могут при этом вносить свои предложения на сей счет. И не более того!

Да, органы местного самоуправления имеют право устанавливать свой размер платы за коммунальные услуги. Однако лишь в трех случаях. Но и то для определенной категории граждан. А именно: для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч.3 ст. 156 ЖК РФ); для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (при этом орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации и устанавливает нужную плату по результатам  конкурса, о чем говорится в ч. 3 ст. 156 и в ч. 4 ст. 161 ЖК РФ); наконец, в том случае, когда собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

Как показывает практика, львиная доля собираемых денег на жилищные услуги поступает не конкретным управляющим  компаниям, а на общий расчетный счет всяких МУПов, ГУПов, на содержание бесчисленного штата чиновников от коммуналки, подковерного бизнеса в системе ЖКХ, а то и на создание откровенных коррупционных сделок.

— Такая картина типична для всей страны, — заявляет известный российский эксперт в области ЖКХ и социальной политики Елена Панина (см. еженедельник  «Аргументы и факты» № 5 от 30.01.2013 г.). В таком случае возникает еще один сакраментальный вопрос: «А что делать? Делать, разумеется, «что-то» надо.

Первое. Потребуйте от управляющей компании письменный отчет о деятельности за интересующий вас период (включая три последних года) и обязательно с приложением копий подписанных собственниками актов выполненных работ и их стоимости.

Второе. Обнаружив приписки, требуйте от УК перерасчета стоимости услуг в кратчайшие сроки.

Третье. Если это не будет сделано, не оплачивайте более ее услуги, и смело обращайтесь в суд, прокуратуру, Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области (ул. Новороссийская, 15,  г. Волгоград, 400131).

Четвертое. На общем собрании собственников ( при наличии 51% от их числа) определите для УК собственный тариф на жилищные услуги либо примите решение о ее ликвидации и замене на другую. Можно подумать о создании ТСЖ и управлять домом самостоятельно.

Поверьте: такая мера будет другим наука, а самое главное, позволит содержать ваш дом в надежном и качественном состоянии.