Руководитель Национального агентства Вина Грузии Леван Давиташвили сообщил СМИ, что вторая делегация специалистов Роспотребнадзора России посетит Грузию 25 марта.
В середине-конце февраля этого года группа российских экспертов от Роспотребназдора отправилась на грузинские заводы, производящие вино, коньяк и минеральную воду. В начале марта глава Роспотребназдора Онищенко признал удовлетворительным отчеты экспертов и дал зеленый свет импорту грузинской алкогольной и минеральной продукции.
По итогам проверки Россия допустила на свой рынок 36 грузинских производителей алкоголя и четыре компании, выпускающие минеральную воду, из 93, заявивших о желании поставлять свою продукцию. Всего в рамках первой инспекции были проверены 42 предприятия. Руководитель Национального агентства Вина Грузии Леван Давиташвили сообщил СМИ, что вторая делегация специалистов Роспотребнадзора России посетит Грузию 25 марта.
Что это? Простая торговая сделка или шаг к нормализации отношений? Комментарий по существу для infokam.su дала первый Вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова:
— На мой взгляд, данный поворот событий нельзя назвать обычной рядовой торговой сделкой. Особенно, учитывая непростые торговые и политические отношения между Россией и Грузией. Данное событие является важной и, я сказал бы, главной на сегодня, предпосылкой к нормализации торгово-экономических отношений между двумя государствами. Важной спецификой данных отношений является то, что их просто невозможно рассматривать отдельно от политической константы. Приход, в ходе революции роз в Грузии, к власти прозападного президента М. Саакашвили, осложнили отношения с Россией. Вследствие этого, со стороны России были введены ряд запретов на ввоз из Грузии растительной продукции с 19 декабря 2005 года, вина и виноматериалов с 27 марта 2006 года, минеральной воды с 7 мая 2006 года. Таким образом Россия лишила Грузию порядка 20% дохода от внешнего экспорта. Кульминацией как торгово-экономических, так и политических взаимоотношений этих стран стала эскалация вооруженного конфликта в Южной Осетии, которая привела к полному прекращению всевозможных отношений с Грузией.
В целом, в истории российско-грузинских торговых отношений определяющим фактором был режим двусторонней торговли России и Грузии, который регламентировался Соглашением между правительством России и правительством Грузии о свободной торговле от 3 февраля 1994 года. В соответствии с ним предусматривалось не использовать таможенные сборы и налоги в экспортно-импортных операциях двух стран, кроме отдельных видов алкогольной продукции и табачных изделий.
Экспорт вина, минеральной воды и сельскохозяйственной продукции в Россию до 2006 года был крупнейшей статьей всего экспорта Грузии. От вывоза данных товаров Грузия получала доход в 150-200 млн. долларов, что соответствует примерно 20% от общего грузинского экспорта. Учитывая эти цифры, очевидно, что правительство Грузии заинтересовано в восстановлении деловых отношений с Россией.
Если рассматривать общую картину грузинского внешнего экспорта в страны СНГ на 2006 год, можно выделить Россию (50,9%), Туркменистан (20%), Армению (8,6%), Украину (8,1%), Азербайджан (7,3%), а по импорту — Россию (36,4%), Азербайджан (29,2%), Украину (19,7%), Туркменистан (7%).
После введения Россией эмбарго на поставки алкоголя из Грузии 27 марта 2006 года алкогольная продукция в Россию не экспортировалась. Экспорт в Россию продовольственных товаров в 2007 году снизился в 4 раза (до $11,7 млн), металлов и изделий из них — на 40 % (до $10,7 млн.), продукции химической промышленности — на 35 % (до $1,1 млн.).
С одной стороны, введение эмбарго открыло для Грузии новые рынки для реализации своей продукции. По некоторым данным за период с января по сентябрь 2012 года продажа вина достигла 13491000 литров, что на 15% больше, чем в 2011 году. Экспорт вина осуществляется в 35 стран. На Украину приходится 51% экспорта вина. Помимо Украины в число стран импортеров грузинского вина входят Казахстан, Беларусь, Польша, Азербайджан, Латвия, Литва, Китай, США. В 2011 году появились новые импортеры — Египет, Австрия, Ирак, Хорватия, Коста-Рика и Иордания. Однако, как показывает экономическая статистика, полностью заменить российский рынок за счет новых потребителей Грузии пока не удалось.
Стоит отметить, что несмотря на «торговые войны» с Грузией, субъекты РФ поддерживали торгово-экономические отношения с Тбилиси. Так, в 2007 году из российских субъектов наибольший товарооборот с Грузией имели г. Москва, порядка $200 млн., Ставропольский край — $94,6 млн., Ростовская область — $62,7 млн., Краснодарский край — $61,6 млн., Московская область — $20 млн., Волгоградская область — $19,2 млн., Республика Северная Осетия-Алания — $17,8 млн., Республика Татарстан — $15,6 млн., г. Санкт Петербург $11,7 млн. Данный факт свидетельствует о том, что грузинский рынок интересен не только федеральному центру, но и региональным рынкам. Поэтому, несмотря на сложные взаимоотношения между двумя странами, российские предприниматели были достаточно заинтересованы в торговле с грузинской стороной, умело маневрируя внутри нестабильной политической обстановки между Россией и Грузией. За счет этого, согласно таможенной статистике торговый оборот за период с января по декабрь 2011 года между двумя странами составил 285,7 млн. долл., а с января по декабрь 2012 года — 439,2 млн. долл. Таким образом, мы можем наблюдать динамику роста торговли, которая является важной предпосылкой к налаживанию прочных экономических связей.
Как я говорил выше, февраль — начало марта можно назвать «оттепелью» в развитии торгово-экономических отношений Грузии и России. Судя по всему, сигналом к «оттепели» стали личные контакты глав правительств двух стран на экономическом форуме в Давосе 25 января 2013 года и последующие переговоры бизнес элит России и Грузии. Уже в начале февраля этого года глава Роспотребнадзора Г. Онищенко и глава Национального агентства вина Л. Давиташвили сделали заявление по итогам переговоров в Москве, что эмбарго на поставки грузинской продукции может быть снято уже весной. А уже 6 марта стали известны итоги первой инспекции грузинских производителей вина и минеральной воды — 36 алкогольным предприятиям и четырем производителям минеральной воды было разрешено начать экспорт продукции на российские рынки.
По данным Росстата, на сегодняшний день в России производством столовых вин занимается 71 предприятие. На мой взгляд, грузинское вино может составить им серьезную конкуренцию, однако его ожидаемая розничная цена в размере 350-400 руб. за бутылку, может доставить серьезные проблемы в завоевании рынка потребителей с достатком ниже среднего, коих в России достаточно большое количество.
В целом, ситуация в отношениях с Грузией с начала этого года начинает налаживаться. Новый премьер-министр, миллиардер Б. Иванишвили понимает всю важность политического и экономического сотрудничества с Россией. Положительные эффекты, принесенные возобновлением торговли с Грузией для России могут быть сведены к следующим пунктам:
- от взаимоотношений с Грузией зависит торговля России с Арменией, поскольку «грузинский коридор», включая российско-грузинский черноморский паром Кавказ – Поти, является главным маршрутом этой торговли;
- Россия и Грузия являются участниками Организации Черноморского экономического сотрудничества, в частности, проектов общечерноморского автотранспортного и электроэнергетического "кольца", который особенно важен для экономик этих стран;
- Республики Беларусь и Казахстан напрямую торгуют с Грузией, она является торговым партнером Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Торговлю с ней, потенциально можно интегрировать в состав союза, обеспечив приток дополнительных средств и укреплению влияния в Кавказском регионе;
- В особый раздел я бы хотел выделить интересы госкорпораций России, в частности Газпрома. Российской корпорации стратегически важен проходящий по грузинской территории газопровод связующий Россию с Арменией.
В качестве факторов риска возобновления торговых отношений можно выделить нестабильную политическую ситуацию в Грузии: конфликт интересов представителей президентских и премьерских элит, сложная экономическая обстановка в стране, в следствии которой есть доля вероятности невыполнения обещанных поручительств по контрактам со стороны грузинских предпринимателей. Помимо этого, инвестиционная непривлекательность Грузии и ее ангажированность политикой НАТО, США и ЕС, может осложнить более близкую интеграцию с Россией.
В целом, можно сделать небольшой прогноз, согласно которому, в октябре 2013 года по всей вероятности будет избран новый Президент Грузии (М. Саакашвили, согласно Конституции Грузии, находится максимально возможный второй срок у власти). Следовательно, при сильном действующем премьер-министре Б. Иванишвили, осуществляющим пророссийскую политику, есть большая доля вероятности прихода к власти менее эксцентричного Президента. Вместе с этим изменится и экономический климат в торговых взаимоотношениях с Россией. Что касается грузинского вина, коньяка и минеральной воды, то на прилавках отечественных магазинов мы сможем их увидеть не раньше конца весны — начала лета.