Должна ли управляющая организация раскрывать тайны своего бытия собственникам жилья в многоквартирном доме?
Отвечаем: не только должна, но и обязана! Таково требование закона, прописанное в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Механизм же реализации данного требования изложен в постановлении Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года, которое так и называется: «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
В свою очередь, это означает, что любое ремонтно-эксплуатационное предприятие (РЭП), товарищество собственников жилья (ТСЖ) либо другая специализированная организация, взяв на себя функции управления, содержания и ремонта общедомового обслуживания в МКД, именно обязана размещать (публиковать, предоставлять по запросам) следующий состав информации:
Первое. Общие сведения об управляющей организации, которые содержат наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя;реквизиты свидетельства о государственной регистрации; режим работы, в том числе часы приема граждан; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении; почтовый адрес с указанием телефонов своих сотрудников, а также официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты.
Второе. Информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включающую годовую бухгалтерскую отчетность; сведения о доходах, полученных от оказания услуг по управлению МКД, и, разумеется, о соответствующих на сей счет расходах. Причем по каждому жилому зданию отдельно!
Третье. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, подразумевающий реализацию Постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года(«Правила содержания общего имущества в МКД»); услуг,оказываемых по обеспечению поставок в дом коммунальных ресурсов, и всего того, что связано с использованием общего имущества на основании коллективного собрания собственников жилья.
Четвертое. Порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества. А это — план работ на срок не менее года, включающий сведения об их выполнении и причинах отклонения от плана; сообщения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг; информацию о привлечении управляющей организации к дисциплинарной, административной и иной ответственности за нарушение в сфере управления МКД, а также о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекший применение наказания.
Пятое. В этом случае стандарт раскрытия информации обязывает управляющую организацию публиковать (предоставлять) сведения о самих работах (услугах), включая данные об их стоимости; описание содержания каждого вида работы, ее периодичность, результат выполненной работы, гарантийный срок (если гарантия качества работ предусмотрена или предлагается управляющей организацией) и, что очень важно, стоимость каждой работы в расчете на единицу измерения (на 1 кв.м., на 1 погонный метр,на 1 прибор учета и др.)
Шестое. В рамках информации о ценах (тарифах) подлежат раскрытию перечень коммунальных ресурсов, которые УО закупает о ресурсоснабжающих организаций; объем и стоимость таких ресурсов, включая тарифы на коммунальные услуги, принимаемые управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Как видно, перечень обязанностей на предмет информирования населения у управляющих организаций более чем достаточный. И коль скоро мы, собственники жилья, такой информации не имеем, то винить в этом надо самих себя. Точнее — собственную лень, нежелание докопаться до сути до тех пор, пока жареный петух не клюнет в одно место.
Присмотритесь повнимательнее к своему дому. Как и на каком основании к нему пристроились офисы и мастерские, торговые лавки и ломбарды? Почему вдоль крыши пролегла световая реклама, а фасадная часть, включая входные двери, буквально заклеена перечнем услуг, предлагаемых всякого рода зазывалами и сомнительными «фирмами»? Кому и сколько они платят денег за популяризацию своей «деятельности»? С кем и когда заключались договоры на поставку наружной рекламы, средства от которой должны идти на содержание и ремонт конкретного дома, а не в личные карманы? На все эти и другие вопросы обязаны отвечать представители управляющих организаций по первому же вашему требованию в сроки, определенные Постановлением Правительства РФ №731.
Вас не понимают, на вашу жалобу в РЭПе не реагирует? Тогда напомните его представителям, что живут и питаются они не за казенный, а за наш с вами счет; не они, а мы нанимаем их на работу, а потом обладаем правом в любой день отказаться от услуг такого РЭПа и выбрать новую управляющую структуру.
…До сих пор мы в своем доме полагали, что нашли общий язык с молодым директором управляющей компании ООО «РЭП №3» И.Ю.Богачёвым. И даже готовы были со своей стороны оказывать ему всяческую помощь, поскольку у бывшего сотрудника службы наркоконтроля опыта в ведении жилищно-коммунального хозяйства маловато. Но вот направили Игорю Юрьевичу по всей форме письмо, в котором настоятельно рекомендовали предоставить отчет о финансовой деятельности РЭПа по дому №3 шестого микрорайона с приложением копий актов о выполненных работах и их стоимости в 2012 году.
Прошло более месяца, а директор молчит. Неужто не ведает господин Богачёв и иже с ним, что на запрашиваемую информацию в письменном виде ответ дается в течение 20 дней, а в электронном — всего-то за два рабочих дня?
Напомним: Постановление Правительства РФ № 731 предусматривает кроме письменного и электронного запросов еще два способа ее предоставления: на информационных стендах в помещении управляющей организации, а также в печатных изданиях. Более того, принятые запросы в электронном и письменном виде, копии ответов потребителям хранятся управляющей организацией соответственно на на электронном и бумажном носителях не менее пяти лет.
Учитывая данное обстоятельство, мы заглянули в 2011г. И обнаружили весьма любопытные цифры: если сумма наших общих вкладов (по дому №3) на содержание и ремонт общего имущества составила 1 млн. 431тыс.рублей, то на выполнение работ со стороны РЭП №3 не к ночи будет сказано, ушло лишь 19241 рубль. Иными словами, общий объем работ составил всего-навсего 1,3 процента!
«Утешила» аналогичная информация, полученная из столицы Башкортостана г.Уфы: там на содержание МКД тратится 2-3 процента от уплаченного. Львиная доля платежей горожан уходит на содержание сомнительного бизнеса ЖКХ, на реализацию всяких дел и делишек «служителей» управляющих компаний.
— Чиновники от коммуналки совсем осатанели! — заявил недавно на всю страну летчик-космонавт, Герой Советского Союза Георгий Гречко.
Но если «осатанели» чиновники, то что предстоит делать в таких ситуациях нам, простым смертным? Судиться! И только так. Законов, постановлений, которые могли бы навести должный порядок в системе ЖКХ, у нас более чем достаточно. Главное — не скупиться на судебные иски против стяжателей и сутяг «от коммуналки». Однако действовать при этом надо не в одиночку, а всем миром. Даже молчание со стороны управляющих контор может стать хорошим поводом для нашего «контрнаступления».