В середине 1942 года Транспортный комитет при ГКО обязал речной флот Волжского бассейна включиться в доставку грузов для Сталинграда. К этому времени времени ситуация на фронте обострилась до предела: вражеская авиация наносила массированные удары по   всем наземным целям, сосредоточившись на железных дорогах, ведущих к Сталинграду.

Павел Бутяев. Гибель парохода «Союзный ЦИК» (гравюра)
Павел Бутяев. Гибель парохода «Союзный ЦИК» (гравюра)

Поезда остановились, их продвижение, доставка грузов (боеприпасов, продовольствия, медикаментов) стали главной проблемой. По решению транспортного комитета по Волге в Сталинград стали доставлять также огнеупоры, кокс, метизы, хромовую руду и чёрные металлы. По Волге шли баржи, буксиры и рейсовые пассажирские суда. Но враг не дремал. Сталинград по приказу высшего руководства Германии необходимо было отрезать от снабжения. Ставку сделали на минирование Волги. По данным историков, летом 1942 года неприятель сбросил на протяжении 400 километров волжской акватории 231 мину.

В своем дневнике очевидец тех событий работник Стеклотарного завода Сергей Федорович Таранов (1910 – 2000 годы) записал: «1 июля. Противник минирует фарватер Волги. Командование ПВО города приняло меры по прикрытию фарватера с помощью зенитных батарей, расположенных на берегах Волги и баржах. Но несмотря на это, враг продолжает минировать Волгу в ночное время».

Немецкая авиация безжалостно уничтожала любые скопления речных судов. Обстреливались с воздуха и подвергались бомбардировке даже санитарные транспорты с ранеными бойцами. Около Камышина фашистские летчики разбомбили пароход «Союзный ЦИК». Таранов уточняет: «31 июля. Позавчера ночью против города на мине подорвался и затонул буксирный пароход «Союзный ЦИК». На буксируемую им нефтеналивную баржу налетели немецкие самолеты и подожгли ее».

Усилиями экипажей буксирных пароходов «Алдан» и «Сицилия» большая часть людей, находившихся на нём, была спасена. Тем не менее, несколько членов экипажа и трое детей погибли. День спустя в районе пристани Быковы Хутора фашистские самолёты подожгли теплоход «Александр Невский». В этот момент на его борту находилось 300 пассажиров, многие из них погибли. Эта же участь постигла 9 человек из экипажа теплохода.

В 2010 году в Камышин заходил теплоход "Чапаев". Среди пассажиров оказалась интересная женщина.

Камышин навсегда остался в моей памяти, — рассказала пассажир «Чапаева», ветеран Великой Отечественной войны, штурман речного флота Валентина Алексеевна Князева. — Я окончила Горьковское речное училище. Мне было 16 лет, когда в 1942 году мы караваном в составе 16 судов следовали по Волге в Сталинград. Возле Камышина нас атаковали немецкие самолеты, расстреливали с воздуха, Волга кипела. На плаву осталось лишь три судна. Мы с подругой спаслись и выбрались на берег. Из Камышина отправились в Сталинград, но ваш небольшой городок я помню до сих пор».