Честно говоря, я и не собирался глубоко вникать в тему взаимоотношений власти и предпринимателей. Уж столько знатоков копалось в ней, перекраивая туда-сюда все ключевые моменты, что поневоле рискуешь выдать «на-гора» либо банальную тавтологию, либо, что еще хуже, примитивную профанацию. А нынешние заметки — лишь обывательская реакция на неожиданные факты, по крайней мере для автора, в этой области.
…Юра открыл свой автосервис раньше многих других, если вообще не первым. Десять лет назад, приводя мою легковушку в более или менее презентабельный вид, он сам выглядел настоящим боссом. Другие его ребята что-то скребли, красили, крутили, а он очаровывал клиентов голливудской улыбкой и безукоризненней вежливостью, брал с них бабло да вел всю бухгалтерию. В его кабинете, она же комната отдыха для персонала, дым стоял коромыслом, а в мусорную корзину то и дело летели банки из-под «колы» и «пепси». От рабочего азарта всем было жарко. Спиртного же — боже упаси! На том стоял Юрка и его, как казалось тогда, дружная и крутевшая год от года профессиональная команда.
Не берусь судить, каким был их совместный путь в последнее десятилетие, но, оказавшись недавно в том же самом юркином индивидуальном предприятии, я с удивлением застал там лишь одного хозяина. Он вылез из-под какой-то колымаги весь замызганный и угрюмый. Узнав, что я в общем-то проездом, он поспешил было обратно в яму, но потом понемногу разговорился, вытер с лица мазут, присел на колченогий стул.
— Заколебало меня все, — коротко обрисовал он нынешнее, оказывается, совсем неблестящее положение. — И налоги, и лицензии, и штрафы, и зарплаты помощникам. Когда ты хозяин, конкретно отвечаешь за дело и за людей, время летит ох как быстро. Вроде вот только что раздал получку, а тут уже надо по новой платить. А чуток замешкаешься с этим — ребята уже халтурить начинают, с прохладцей к работе относятся. Пришлось потихоньку распрощаться со всеми, теперь сам себе и начальник, и персонал. Экономлю на всем, но все равно бюджет дырявый. Пробовал таксопарк открыть —тоже оказался убыточным. Купил «Газель» и запустил ее по маршруту Нехаевская — Тишанская, чтоб, значит, граждане до хоперского пляжа на ней добирались — нерентабельным оказался маршрут. А за лицензии плати, не увиливай, как и по всем другим налогам. В общем, скукожился я в своем бизнесе до микроскопических размеров.
— Мне бы распродать к едреной фене весь вот этот хлам, — Юрка широким жестом показывает на довольно длинный ряд капитально отремонтированных и выставленных на реализацию разномастных авто, — да пора закругляться с предпринимательской деятельностью. Вот она где уже у меня, — схватил он себя за шею грязной пятерней. — А про все эти президентские и премьерские новации насчет помощи малому бизнесу я столько наслушался и насмотрелся, что уже изжога от них. Такие, как я, работяги вряд ли дождутся перемен. Во всяком случае все, что было до сих пор, — только вредило, било по рукам…
Юрка все больше заводится, приводит примеры, оперирует цифрами, а я, терпеливо слушая его тирады, усвоил лишь одно: если уж такие «жилы», как он, скулят и плачутся, значит, действительно обстановка ни к черту. Значит, правительству в самом деле надо что-то срочно менять. Но где оно это правительство? Далеко! Высоко! Слышит ли нас?