Источник: «Интер» (http://inter-volgograd.ru/catalog/pravovoe_pole/?t=51&i=175)
Владимир Викторович, возглавляемое Вами ведомство недавно завершило масштабную проверку в сфере здравоохранения. Почему именно это направление подверглось столь пристальному прокурорскому вниманию?
— Ни для кого не секрет, что сфера здравоохранения для нашего региона действительно является проблемной. Можно много говорить о жизненной важности этого направления, его приоритетном значении, но я – противник пафосных фраз, поэтому приведу ряд статистических данных которые говорят сами за себя. В Волгоградской области от новообразований на 100 тыс. населения в 2011 году в среднем умирал 221 человек, в 2012 количество умерших от раковых опухолей на 100 тыс. населения увеличилось и составило 222,6. При этом в целом по Российской Федерации и на территории Южного Федерального округа наблюдается снижение смертности от онкозаболеваний (по РФ в 2011 году – 204,6, в 2012 году – 203,1; по Южному Федеральному округу в 2011 году – 207,4, в 2012 году – 205,1). От заболевания сахарным диабетом в 2011 году в области умерло 169 человек, в 2012 году (вдумайтесь!) – 340 человек. Эти страшные цифры мы наблюдаем на фоне динамичного развития медицинских технологий и значительного внимания к теме развития медицины на федеральном уровне.
Положение действительно пугающее. Ведь система государственной поддержки как раз и призвана помогать больным за счет льготного лекарственного обеспечения. Как обстоят дела с бесплатными лекарствами на территории Волгоградской области?
— В настоящее время общее количество региональных льготников, страдающих онкологическими заболеваниями, превышает 22 тыс.человек, сахарным диабетом страдают более 39 тыс. человек, в том числе получающих инсулин - 6 355. При этом, злокачественные новообразования и сахарный диабет включены в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. Вместе с тем, в ходе проверки прокуратуры, проведенной совместно с региональным Управлением Росздравнадзора, выявлены грубейшие нарушения законодательства в сфере льготного лекарственного обеспечения граждан, в том числе страдающих сахарным диабетом. Определение потребности в финансировании лекарственного обеспечения льготников находится в пределах компетенции министерства здравоохранения Волгоградской области. Проверка показала, что в феврале 2013 года учреждениями здравоохранения области, участвующими в региональной программе льготного лекарственного обеспечения, министерству предоставлена информация о фактической потребности льготной категории граждан в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, на сумму свыше 724 млн. 967 тыс. рублей. Вместе с тем, в региональном бюджете на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета в 2013 году предусмотрено чуть больше 170 млн. рублей или 23% от фактической потребности.
В условиях столь «скромного» финансирования, как Вы можете охарактеризовать работу регионального минздрава?
— Хроническое недофинансирование системы здравоохранения области усугубляется ненадлежащим исполнением возложенных полномочий по лекарственному обеспечению населения непосредственно сотрудниками министерства. В частности, причиной несвоевременного проведения закупочных мероприятий лекарственных средств и изделий медицинского назначения для региональных льготников стало издание министерством лишь 14.11.2012 приказа № 2526 «О заявке по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Волгоградской области на 2013 год», что привело к существенным перебоям в 1 квартале 2013 года в обеспечении указанной категории граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами по медицинским показаниям. Более того, на момент прокурорской проверки в июне т.г., несмотря на наличие соответствующих наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения в сводной заявке области на 2013 год, министерством их закупочные мероприятия фактически не проведены. Речь здесь идет о жизненно важных вещах: расходные материалы для инсулиновых помп детям; лекарства, применяемые при лечении сахарного диабета; лекарственные и обезболивающие препараты при онкологических заболеваниях и т.д. Расхлябанность, по другому не назовешь, сотрудников министерства привела к тому, что в течение 1 полугодия 2013 года ряд жителей области, включая детей, страдающих сахарным диабетом, не получали гарантированного государством бесплатного лечения.
В средствах массовой информации проходили сведения о том, что льготных лекарств явно не хватает. С чем это связано? — Естественно лекарств не хватает. Прокуратура установила несоответствие объемов закупленных министерством лекарственных средств и изделий медицинского назначения объемам, утвержденным в сводной заявке Волгоградской области по региональной льготе на 2013 год. Такое сокращение коснулось таких лекарств как «Диабетон» -наиболее часто назначаемое лекарственное средство при лечении сахарного диабета) 60 мг (табл.) (заявка – 340 130, закупка – 60 000), «Диабетон» 80 мг (табл.) (заявка – 89 080, закупка – 19 800); «Галвус» (терапия при лечении сахарного диабета) 50 мг (табл.) (заявка - 7 626, закупка - 3 808), «Галвус Мет» (терапия при лечении сахарного диабета) 50 мг + 1000 мг (заявка – 8 320, закупка – 3 450); - тест-полоски: «Ван Тач ультра» (заявка - 88 514, закупка – 48 500). Лекарственные средства для лечения онкологических заболеваний постигла та же участь: «Азатиоприн» 50 мг (табл.) (заявка – 190, закупка – 0), «Гидроксикарбамид» 500 мг (капсулы) (заявка – 11 990, закупка – 5 000), «Зомета» 4 мг (ампулы) (заявка – 176, закупка – 69); «Диферелин» 11,25 мг (ампулы) (заявка – 17, закупка – 0). А ведь за каждой заявкой – судьбы тяжело больных людей, которые не получают своевременное и качественное лечение. При этом большинство лекарственных средств являются дорогостоящими. Вопиющими кажутся примеры чиновничьего равнодушия. Представьте, что заявка на ненаркотические анальгетики, используемые в целях обезболивания при лечении онкологических заболеваний, в частности «Трамадол» (по 100мг и 200мг), по области составляет 5 310 таблеток, а фактически министерством не закуплено ни одной.
А как обстоят дела с обеспечением больных инсулином?
—По имеющимся данным требуемое количество инсулина «Лантус» в месяц по области составляет 600 упаковок (7 200 упаковок в год). Вместе с тем проверка показала, что сводная заявка области на 2013 год на инсулин «Лантус» 3 мл № 5 составляет 3 012 упаковок, закуплено - 3 005 упаковок, по состоянию на конец июня остаток данного инсулина в области составляет 120 упаковок. Таким образом, оставшееся количество инсулина «Лантус» не обеспечит потребность больных сахарным диабетом в регионе, которым назначено данное лекарственное средство, даже на месяц. Аналогичная ситуация сложилась, как установлено проверкой, и по иным видам инсулина: «Хумалог микс» (заявка – 620 упаковок, требуется – 4 500 упаковок), «Левимир» (заявка – 1 836 упаковки, требуется – 4 000 упаковки), «Новомикс» (заявка – 2 170 упаковок, требуется – 5 000 упаковок), «Инсуман Рапид» 5 мл № 5 (заявка – 264 упаковки, требуется – 1 700 упаковок), «Хумулин Р» 10 мл (заявка – 1 289 упаковки, требуется – 4 000 упаковки).
Судя по всему ситуация с лекарственным обеспечением онкобольных ничем не лучше?
— Кроме того, вскрыт факт несоответствия сводной заявки области на 2013 год фактической потребности больных в соответствующих препаратах при лечении онкологических заболеваний. При этом, в соответствии с еженедельным отчетом министерства, предоставляемым в Управление Росздравнадзора по области, по состоянию на 14.06.2013 региональным льготникам, страдающим онкологическими заболеваниями, выписан с начала 2013 года 1 201 бесплатный рецепт, т.е. лишь 5,4% региональных льготников на указанную дату получили соответствующие лекарственные средства. Таким образом, при формировании сводной заявки области по региональной льготе министерством не учитывается фактическая потребность в лекарственных средствах для жителей региона, страдающих социально значимыми заболеваниями, отраженная в соответствующих заключениях главных внештатных специалистов самого министерства. Руководством министерства также не принимаются во внимание при формировании сводной заявки области предложения отдельных учреждений здравоохранения, что приводит к нарушению прав населения на получение бесплатной лекарственной помощи по жизненным показаниям, т.е. по сути региональный минздрав ставит медицинские учреждение в жесткие рамки финансирования, а не фактической потребности пациентов.
Владимир Викторович, можете ли Вы привести конкретные примеры?
—Наиболее ярким примером, отражающим негативную тенденцию в сфере лекарственного обеспечения жителей региона, больных социально значимыми заболеваниями, является ситуация в ГБУЗ «Городищенская ЦРБ». Так, потребность ГБУЗ «Городищенская ЦРБ» в тест-полосках «Акку Чек актив» составляет 84 600 штук, заявка учреждением составлена лишь на 1 000 штук, а фактическая поставка – 550 штук (0,6% от фактической потребности); «Диабетон» 60 мг (табл.) (потребность – 150 000, заявка – 500, поставка – 420 (0,28% от фактической потребности); «Глибомет» 2,5 + 400 (табл.) (потребность – 80 000, заявка – 4 000, поставка – 2 000 (2,5% от фактической потребности); инсулин «Лантус» (картриджи) (потребность – 1 260, заявка – 150, поставка – 130 (10% от фактической потребности) и т.д. Список можно продолжать, вывод один – лекарственное обеспечение осуществляется не по потребностям больных, а по заявкам чиновников. Аналогичная ситуация с лекарственным обеспечением сложилась в учреждениях здравоохранения г. Волгограда. К примеру, в ГУЗ «Поликлиника № 2» на момент проверки не поступили отдельные лекарственные препараты, несмотря на наличие заявки данного лечебного учреждения: «Новонорм» (терапия при лечении сахарного диабета) 2 мг (табл.) (потребность – 720, заявка – 60); «Итерферон альфа 2b» (терапия при лечении онкологических заболеваний) 6 млн. МЕ (ампулы) (потребность – 45, заявка – 20); «Итерферон альфа 2b» (терапия при лечении онкологических заболеваний) 5 млн. МЕ (ампулы) (потребность – 135, заявка – 60). При этом ГУЗ «Поликлиника № 2» полностью использована годовая заявка (все лекарственные препараты выписаны) по следующим позициям лекарственных средств и изделий медицинского назначения: тест полоски «Акку Чек актив» (потребность – 52 800, заявка – 500); «Акку Чек гоу» (потребность – 18 000, заявка – 500); «Ван Тач ультра» (потребность - 30 000, заявка – 550); инсулин «Апидра» (картриджи) (потребность – 180, заявка – 20); инсулин «Левимир» (картриджи) (потребность – 3 200, заявка – 150); «Диферелин» (терапия при лечении онкологических заболеваний) 11.25 мг (ампулы) (потребность – 12, заявка – 1). В ГУЗ «Клиническая поликлиника № 12» по ряду позиций лекарственных средств и изделий медицинского назначения наблюдается явный дефицит. Таким образом, проверкой соответствия фактической потребности отдельно взятых учреждений здравоохранения области отражаемым ими в заявках показателям лекарственных средств и изделий медицинского назначения установлена разница от 2 до 80 раз.
Как Вы считаете, что явилось причиной такого катастрофического положения дел?
— Одной из главных причин возникновения указанной ситуации является доведение министерством до учреждений здравоохранения области лимитов финансовых средств на 2013 год без учета их фактической потребности. Кроме того, контракты на поставку лекарственных средств заключаются министерством не только несвоевременно, но в количестве, явно не соответствующем заявкам учреждений здравоохранения. По результатам проверки прокуратурой области в адрес председателя Правительства Волгоградской области внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении к строгой дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Результаты рассмотрения данного представления находится на особом контроле прокуратуры области.
Какой выход Вы видите из сложившейся ситуации? Ведь от отсутствия финансирования и фактически заниженных в значительной степени объемов закупки лекарственных средств потребность для жителей региона меньше не становится.
— Пользуясь случаем, хотелось бы разъяснить гражданам, что в случаях приобретения за счет собственных средств положенных по закону бесплатных лекарств, стоимость можно взыскать в судебном порядке. У нас такая практика уже нарабатывается. К примеру, Камышинский городской прокурор взыскал в судебном порядке с регионального министерства здравоохранения в пользу местного жителя, страдающего «сахарным диабетом», стоимость лекарств, которые ему не предоставлялись и приобретались за счет собственных средств.