Региональная политика: анализ текущих событий

Ровно через неделю после визита в Волгоград председателя правительства РФ Владимира Путина в центре областной столицы прошел митинг протеста. Официальным организатором митинга числилось общественное движение «За Волгоград!», главное требование митингующих — отставка мэра Романа Гребенникова.

По сути, это был тот самый отложенный митинг, который должен был состояться в канун приезда Путина в Волгоград и которым лидеры регионального отделения «Деловой России» и движения «За Волгоград!» фактически шантажировали губернатора Анатолия Бровко (об этой ситуации мы рассказывали в одном из наших обзоров). Тогда пресс-служба областной администрации даже распространила официальное сообщение о переговорах, которые провел по поручению Бровко первый вице-губернатор Чурикова с организаторами планировавшегося митинга.

Антигребенниковская оппозиция согласилась не митинговать в канун приезда премьер-министра. Гарантией же послужило обещание губернатора рассмотреть претензии бизнесменов из местной «Деловой России» и движения «За Волгоград!» к мэру Гребенникову на заседании Совета безопасности Волгоградской области.

Более того — лидер реготделения «Деловой России» Роман Созаруков был приглашен на заседание госкомиссии под председательством Владимира Путина и даже получил на нем слово. Премьер-министр тут же дал поручение Генеральному прокурору РФ проверить изложенные факты. Выполнение поручения не замедлило последовать: уже в среду, 21 июля, комиссия Генпрокуратуры РФ прибыла в Волгоград проверять администрацию областного центра на предмет ее «земельных» отношений с бизнесмена.

Казалось бы, антигребенниковская оппозиция должна как минимум дождаться итогов проверки. Однако вместо этого на следующий день после появления прокурорской комиссии провела протестный митинг в центре Волгограда — на Аллее Героев.

17 июля в газете «Волгоградская правда» опубликована статья «На самом высоком уровне» с подзаголовком «Руководитель отделения «Деловой России» уверен, что премьер-министр изменит к лучшему положение бизнеса». Содержание статьи — это, по сути, пересказ Романом Созаруковым всего того, о чем он поведал Путину. А завершается статья такими словами Созарукова: «Если наше обращение к премьер-министру не принесет результата, мы будем добиваться отставки мэра всем доступными способами».

Если не брать в расчет явный диссонанс этого крайнего слова с подзаголовком статьи (тут уж редакция «Волгоградки» попала впросак), получается: либо уже через день после своего выступления на заседании госкомиссии Созаруков фактически признал тщетность демарша перед Путиным, либо лидер волгоградской «Деловой России» сознательно пытается шантажировать премьер-министра «борьбой до конца».

«Все доступные способы» добиться отставки Гребенникова — это, конечно, громко сказано. Законных способов — раз-два и обчелся. Самый надежный — уголовное дело с обвинительным приговором в суде (как было, например, с мэром Ищенко). Инициировать отставку мэра в принципе может городская дума, но такие прецеденты в стране по пальцам руки можно пересчитать.

По сути, остается одно — акции протеста. Правда, в наших реалиях это скорее психологическое воздействие — во-первых, на тех, против кого и пишутся протестные лозунги: авось, не выдержат, засуетятся, наломают административных дров, тем самым дав дополнительные, пусть и мелкие, козыри оппозиции. Во-вторых, и это, может быть, главное — это давление на вышестоящую власть (как в нашем случае). Протестные акции против муниципальной власти для губернатора только умножают печали: ни в Кремле, ни в правительственном Белом доме «не поймут» главу региона, у которого «политическая стабильность» под угрозой. Тем паче, если речь идет о городе-миллионнике.

Конечно, если вывести на улицы тысяч сто народу — резонанс непременно будет. Но где ж их Созарукову и Ко взять? Ни для кого не секрет: сотня-другая митингующих — это в большинстве своем проплаченные организаторами люди; есть, конечно, идейные адепты, но они протестную погоду не сделают в силу своей скудной численности. Можно, например, и такой толпой перекрыть, скажем, проспект Ленина в Волгограде часа на три-четыре. Но это уж чревато неприятными последствиями для самих организаторов.

Так что очевидно: для антигребенниковской оппозиции «борьба до конца» будет главным образом связана именно с локальными акциями протеста, причем — в центре Волгограда. А чтобы акцию заметили в прессе (как идеал — показали по центральным телеканалам), нужен какой-то дополнительный скандальный антураж. Как, собственно, и случилось с митингом 22 июля на Аллее Героев.

В этот день в одно и тоже время на Алее Героев начались сразу два мероприятия: на пятачке у светодиодного дерева — организованный молодежными организациями праздник борьбы с жарой, а, не доходя до вечного огня — антигребенниковский митинг.

Молодежь провела утреннюю зарядку, а потом дурачилась как могла — «обстреливала» себя и зевак из водяных пистолетиков, угощала желающих мороженым, и все это — под музыку из мощных усилителей.

Собственно, эта музыка более всего и выводила из себя ораторов митинга: у них техника оказалась послабее. Сначала руководитель митинга, один из лидеров движения «За Волгоград!» Дмитрий Крылов (владелец телекомпании «ЭРОС») с митинговой трибуны потребовал выключить музыку, а потом вместе с соратниками двинулся на «праздничный пятачок» — наводить порядок. Случилась краткая и без ущерба для здоровья потасовка, молодость взяла верх, и митингующие отступили на исходные позиции.

На этом можно было бы поставить точку. Но некоторые участники этого протестного действа принесли в него совсем неожиданную струю. Среди оранжево-апельсиновых стягов движения «За Волгоград!» были замечены флаги ЛДПР и «Яблока». Эксперты до сих пор ломают голову — а этим-то как здесь оказались? Самое разумное объяснение — и «яблочники», и «соколы Жириновского» просто на халяву воспользовались возможностью напомнить, что и они существуют на политическом пространстве нашего региона.

А вот участие двух депутатов областной Думы вызывает вопросы. На митинге выступил, например, Михаил Таранцов, депутат от КПРФ. Вряд ли его делегировал обком КПРФ, а тем более фракция коммунистов. Скорее, это частная инициатива Таранцова, корни которой в его давних неприязненных отношениях с Гребенниковым. Правда, есть мнение, что Таранцов может стать кандидатом от КПРФ на следующих мэрских выборах в Волгограде; в этом случае любая антигребенниковская трибуна — пусть и незначительный, но вклад в «копилку» предстоящих выборов.

Еще один участник митинга от депутатского корпуса облдумы — Олег Болотин, член фракции «Справедливой России». Причем его активность удивила многих. Болотин, несмотря на почтенный возраст, принял самое активное участие в «боевых» действиях против молодежного праздника, лично пытался отрубить усилительную технику от источника питания. Участие Болотина в этом митинге — тоже явно не партийное поручение. Просто у него давние и дружеские, и идейные связи с Дмитрием Крыловым.

Но даже участие двух депутатов облдумы — не главная «изюминка» митинга. В нем участвовали представители «Армии воли народа» («АВН»). Эта организация, целью которой, по информации с ее же сайта, является «техническое обеспечение проведения всенародного референдума, на котором будет принята поправка в конституцию и закон «О суде народа России над президентом и членами Федерального собрания РФ».

Лидер «АВН» — Юрий Мухин, бывший редактор газет «Дуэль» и «К барьеру», закрытых за экстремизм. Один из наиболее известных функционеров «Армии воли народа» — боец «АВН» Роман Замураев из Костромы, автор текста «Ты избрал — тебе судить!», который обвиняется по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», дважды числится в федеральном списке экстремистской литературы — под номерами 292 и 464.

Бойцов «АВН» задерживали в Санкт-Петербурге. 1 мая 2009 года они готовились к шествию, держа в руках портрет Владимира Высоцкого в роли Глеба Жеглова и лозунг с надписью: «Вор должен сидеть в тюрьме, а не в Кремле», но были задержаны ОМОНом за несогласованную демонстрацию.

В Волгограде есть отделение «АВН», активисты его, если верить сайту организации, собираются по субботам с 12 до 13 часов на площади Ленина возле Дома Павлова. Два последних массовых мероприятия бойцов «АВН» в Волгограде — «Русский марш» 4 ноября прошлого года и такой же 6 мая года нынешнего.

Участие «АВН» в митинге антигребенниковской оппозиции вызывает ряд вопросов. Прежде всего — как они оказались среди протестантов. Трудно представить, что попали на митинг, что называется, с улицы. Как минимум организаторы митинга в таком случае должны были элементарно насторожиться — уж не провокаторы ли какие затесались в их ряды? Раз этого не произошло, значит либо заранее знали об участии «АВН», либо персонально знают организаторов от «Армии» и считают их своими идейными союзниками.

По одной из версий, участие «АВН» обеспечил небезызвестный Станислав Терентьев, перманентно борющийся с городской исполнительной властью Волгограда (невзирая на личность мэра) последние лет десять. По другой версии, появление колонны «АВН» на митинге не обошлось без участия Олега Болотина, с давних пор известного своей благосклонностью организациям националистического толка.

Но выяснение — как «АВН» оказалась на площади Павших борцов — не столь уж теперь и важно. Нет никаких сомнений, что именно участие «АВН» в глазах и администрации Президента РФ, и аппарата премьер-министра содержанию протестов антигребенниковской оппозиции придает экстремистскую составляющую, направленную против действующей власти вообще, а не отдельно взятого муниципалитета.

Тенденция наших реалий такова, что естественных союзников оппозиция нынешней федеральной власти (по сути, это антимедведевская и антипутинская оппозиция, которую в СМИ еще называют «непримиримой», «оппозицией несогласных», «системной оппозицией») может вербовать только среди экстремистских (или радикальных националистических, что, как правило, бывает «два в одном») политических организаций.

Причем, деятельность таких организаций наибольший эффект по части влияния на электоральные настроения может принести как раз в крупных городах России. Радикальные антикремлевские лозунги могут оказаться притягательными для той части населения провинции, которую не устраивает ни деятельность «Единой России», ни парламентской партийной оппозиции. А здесь появляется сила, которая призывает изменить существующий порядок не чередой реформ, не отставкой местных чиновников, а сразу на высшем уровне. И эта иллюзия получения «всего и сразу» притягательна не только заведомым маргиналам, но и определенной части наших сограждан, разочаровавшихся в нынешней власти.

Именно поэтому экстремизм в любых его проявлениях в относительно стабильной политической ситуации является главной опасностью и для власти, и для общества в целом. Так что появление «Армии воли народа» на митинге антигребенниковской оппозиции может сделать для федерального центра и «Деловую Россию», и «За Волгоград!» (как главных действующих лиц этой оппозиции) как минимум сторонниками экстремисткой организации. Участие «АВН» придает словам Созарукова — «мы будем добиваться отставки мэра всем доступными способами» — совсем иной смысл.

И уж точно демарш «Армии воли народа» совсем не на руку губернатору Анатолию Бровко. Это ведь он фактически выступил гарантом для антигребенниковской оппозиции, что областная власть рассмотрит все их претензии. Не в последнюю очередь как раз эти губернаторские гарантии послужили приглашению Созарукова на совещание с участием Путина.

В итоге через считанные дни, да еще когда в Волгоград по поручению премьер-министра приехала комиссия Генпрокуратуры РФ, проходит митинг антигребенниковской оппозиции, в котором «весомо, грубо, зримо» участвует экстремистская организация, — это без всяких толкований очередная головная боль для губернатора Бровко. В возглавляемом им регионе, на главной аллее областной столицы открыто выступает антикремлевская организация - это теперь и его большая политическая проблема.